Всероссийский конкурс «Учитель года России» Рекомендации при подготовке к конкурсу
Конкурсные задания – 2012 год Эссе «Моя педагогическая философия» Методическое объединение (семинар) Учебное занятие Разговор с учащимися Беседа с родителями Мастер-класс
Конкурсы I тура «Методическое объединение (семинар) » или представление педагогического опыта (по идее конкурса - инновационного)
Методический семинар (регламент до 12 минут, включая вопросы) Формат: устное представление конкурсантом своего профессионального опыта как опыта, сформировавшегося при взаимодействии с коллегами: учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных учреждений разных типов и видов, родителями учеников, общественными организациями, работниками науки, культуры, сферы здравоохранения, представителями других сфер. Критерии оценивания: – умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности; – общая и профессиональная эрудиция; – культура публичного выступления; – умение взаимодействовать с аудиторией.
Критерии оценки Умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности (эффективность внедрения инноваций в педагогическую практику, ценность педагогических социальных системных эффектов, эффективность представленных форм взаимодействия, практическая значимость представленных форм трансляции опыта)
Критерии оценки Общая и профессиональная эрудиция (широта кругозора, психолого- педагогическая и методическая грамотность, понимание государственной стратегии в области образования)
Критерии оценки Культура публичного выступления (логичность изложения материала, связная устная речь)
Критерии оценки Умение взаимодействовать с аудиторией (эмоциональное воздействие на аудиторию, культура использования ИКТ)
Ваши затруднения ?
Стабильные затруднения участников конкурса 1. При подготовке выступления и в самом выступлении: в определении собственных концептуальных позиций; в выделении в собственном педагогическом опыте наиболее ценных составляющих; в доказательности актуальности и новизны применяемых методов, способов, технологий обучения и воспитания детей; в качественном логичном представлении собственного опыта; 2. В компетентном самоанализе проведенного учебного занятия в соответствии с представленным педагогическим опытом.
На чём необходимо сосредоточиться На определении предмета разговора, т.е О ЧЁМ ВЫ ХОТИТЕ РАССКАЗАТЬ?
На чём необходимо сосредоточиться На определении объёма информации. Вы хотите рассказать свою педагогическую биографию или представить на обсуждение … ЧТО?
На чём необходимо сосредоточиться На определении формы представления своего опыта. Помним: жанр конкурса – это не защита диссертации, но и не бурный поток сознания.
На чём необходимо сосредоточиться На построении логики выступления: ЧТО? Откуда взялось? Кем придумано? ДЛЯ ЧЕГО (достижения какого результата) используется? КАК разрабатывалось и приобретало практические очертания и технологические конструкции? Может именно здесь сказать о взаимодействии …. Пути взаимодействия ( С КЕМ?) Условия реализации?
На чём необходимо сосредоточиться И постоянно помним: Метапредметный характер образования – одно из основных требований ФГОС Метапредметный характер учебных занятий – один из основных критериев конкурсных заданий. ?
Мероприятия 2-ого тура Учебное занятие Разговор с учащимися Беседа с родителями
Учебное занятие «Учебное занятие» (регламент 40 минут, включая 10 минут для анализа занятия и ответы на вопросы). Формат: проведение учебного занятия с учащимися, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности. Найдите слова-синонимы
Рефлексия учебного занятия Соответствие содержания, использованных технологий и достигнутых результатов поставленным целям. Соответствие замысла и реально развернувшейся учебной ситуации. Глубина и точность анализа учебного занятия и рефлексии своей деятельности.
Что стремятся увидеть члены жюри… Владение содержанием… Глубина и оригинальность раскрытия темы учебного занятия. Создание условий для успешной работы детей. Обоснованность использованных методов.. Метапредметность …….
Беседа с учащимися (регламент до 20 минут) Формат: обсуждение с учащимися актуального для них вопроса в режиме импровизации. Список возможных вопросов для обсуждения, возрастной и количественный состав группы учащихся определяются участниками финала конкурса на установочном семинаре. Конкретный вопрос для обсуждения выбирают учащиеся на основе списка возможных вопросов непосредственно перед началом и представитель учащихся называет вопрос, выбранный группой.
Критерии оценивания: – глубина и воспитательная ценность организованного обсуждения; – умение создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения и толерантности; – умение организовывать взаимодействие учащихся между собой; – умение слушать, слышать и понимать позиции учащихся, адекватно и педагогически целесообразно реагировать на них; – умение включить каждого учащегося в обсуждение и формирование выводов.
Разговор с родителями
Критерии оценивания – умение выявить и сформулировать педагогическую проблему; – умение найти и предложить пути решения; – умение взаимодействовать с коллегами и родителями; – участие в принятии коллективного решения.
Мероприятия 3-го тура Мастер-класс» (регламент: до 25 минут, включая 5 минут для ответов на вопросы). Формат: проведение мастер-класса для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности, отражающего значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций.
Что такое мастер-класс? Мастер-класс это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Мастер-класс (от английского masterclass: master лучший в какой-либо области + class занятие, урок) действительно является семинаром, который проводит эксперт в определённой дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Придя в русский язык, слово «мастер-класс» и вовсе получило самое широкое значение; так теперь называют практически любой семинар, проводимый опытным человеком, неважно, в какой области знаний.
Требования к участнику конкурса: глубокая педагогическая, методическая, дидактическая подготовка; знания психолого- педагогических, теоретических оснований представляемого опыта; понимание современных концепций образования.
Алгоритм подготовки к конкурсу 1 шаг – провести ревизию своего педагогического опыта 2 шаг – определить тему представляемого опыта, сформулировать ее; 3 шаг – составить план своего выступления 4 шаг – написать текст выступления;
Алгоритм подготовки к конкурсу 5 шаг – соотнести свое выступление с предъявляемыми в условиях конкурса критериями; 6 шаг - подготовить компьютерную презентацию к своему выступлению; 7 шаг – отрепетировать выступление перед публикой (зеркалом)
Примерный (возможный) план выступления Что? Зачем? Как? Что получаю? Тема опыта (проблема из противоречий в образовании) Цель, задачи, которые ставите для решения проблемы; Направления деятельности; Взаимодействия (сотрудничество) Технологии, методики, используемые в работе (найти «изюминку») Результат (прогнозируемый и реальный) Возможно: Мое педагогическое кредо Мои правила Педагогические ценности
Желаю успехов всем участникам конкурса!