Использование метода проектов в школе Ивашко И.В. МОУ СШ 8 Г. Искитим
История вопроса В России уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено. В России уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено. В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен. В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен. Метод проектов был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. Метод проектов был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.
Цель подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
Задачи развитие познавательных умений и навыков учащихся; развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно конструировать свои знания; самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук; интегрировать знания из различных областей наук; критически мыслить. критически мыслить.
Проектная технология предполагает наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика; самостоятельную деятельность ученика; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы
Темы проектов Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук. Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.
Деятельность учащихся Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Учитель должен владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся; владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся; уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения; уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения; направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы; направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
Каждый ученик учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; приобретает коммуникативные навыки и умения; приобретает коммуникативные навыки и умения; овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения. овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к. учитель помогает ученикам в поиске источников; учитель помогает ученикам в поиске источников; сам является источником информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь. поддерживает непрерывную обратную связь.
Этапы проведения проекта Деятельность учителя Деятельность учащихся Предъявление творческого задания, организационная работа 1. Индивидуальная работа. 2. Мозговой штурм в микрогруппах, выбор лучшей гипотезы. Консультирование 1. Работа в микро группах 2. Самостоятельная работа учащихся 3. Проведение необходимых химических исследований Организационная работа Самостоятельная работа групп по оформлению результатов Консультирование Подготовка презентации - отчета Подача заявки на участие в конференции Защита проекта перед аудиторией
Вывод Проектное обучение – полезная альтернатива классно–урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, т.к. его следует использовать как дополнение к другим видам обучения. Проектное обучение – полезная альтернатива классно–урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, т.к. его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.