Белоногина Г.В. Курс «Человек и общество», 11 класс 2009 /2010
О понятии «культура» от лат. cultura - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда «культура техники земледелия», разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.), например, Культура льна, разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях: например, Технические культуры, Культура органической ткани.
О понятии «культура» Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов), Физическая к. (физкультура). К. речи. Все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества английский этнограф Э. Тейлор, 1871 г
Основные функции культуры Познавательная - постижение мира путем обобщения эмпирически приобретенного знания и научного познания Прогностическая – формирование представлений о будущем Интегративная – объединение людей вокруг определенных идей, взглядов, идеалов и т.п. Коммуникативная – развитие и усовершенствование личности через общение Функция культуры: «культура души», «выращивание» человеком своей духовности Цицерон
Ценностно-ориентационная – обеспечивает ценностную ориентацию людей в социуме Образовательно-воспитательная – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, нормативного поведения Социальной памяти – обеспечивает связь между прошлым, современным и будущим, непрерывность человеческой истории Основные функции культуры
Критерии классификации культуры По способу проявления Материальная Духовная По направленности Массовая Элитарная Народная По принадлежности Общечеловеческая Национальная
Материальная и духовная культура Материальная культура - деятельность человека по преобразованию окружающей среды и результаты этой деятельности Духовная культура – деятельность человека по созданию духовных ценностей и их усвоению В игре в футбол, например, это стадион, мяч, форма игроков Правила и элементы стратегии игры, мастерство игроков, традиционно принятое поведение игроков, судей и зрителей
Выражают главным образом уровень освоения человеком сил природы Показывают уровень и глубину познания природы и общества, широту мировоззрения, воплощения идей и знаний в общественную жизнь Продукт человеческого разума, воплощенный в определенную форму Идея, воплощенная в произведении искусства, научном или художественном произведении, книге, архитектурном сооружении и т.п.
Возникновение массовой культуры Появление массовой культуры Высокая/ элитарная культура Народная культура как производства культурных ценностей, направленных на массовое потребление, без учета отличий положения социальных слоев, классов, уровня материального благосостояния
Характерные черты массовой культуры Распространяется через СМИ, охватывает большую аудиторию потребителей Формируется в результате мощной и целенаправлен- ной обработки массового сознания (распространение технологий манипуляции сознанием!), направленной на унификацию духовной жизни Сознательно ориентирует духовные ценности на средний уровень массового потребителя, на стереотипы сознания, штампы Превращает человека в «патентованного» наблюдателя, а мир – в иллюзию, отвлекая его от реальности Альберт Швейцер считал, что массовая культура эволюционизирует к примитивизму. «Театр уступает место кабаре, серьезная литература – развлекательной. … отсутствие размышлений становится для человека второй природой… творческое и художественное начало умирают».
Культура и цивилизация Цивилизация Относительно самостоятельное целостное социально-историческое образование, локализованное во времени и пространстве Синоним культуры, совокупность материальных и духовных достижений человечества Уровень развития материальной и духовной культуры, общественного развития
Культура и цивилизация – соотношение понятий Разные подходы Стадиальный (разграничение понятий) Линейно-унитарный (отождествление понятий) Локально- исторический Культура Цивилизация, цивилизованность Дикость Варварство Цивилизация Э.Тейлор, Л.Морган противопоставление понятий – Ник.Данилевский, Отто Шпенглер цивилизация как проявление культуры – Арнольд Тойнби
Историчность – зависимость культуры от конкретно- исторических условий ее существования Новаторство – процесс создания нового, творческая сторона культуры Наследственность – воспроизводство и сохранение вечных ценностей путем их переосмысления в процессе творчества Традиции – использование культурных приобретений в неизменном виде, накопление опыта
Вопросы В чем заключается историчность культуры? В чем заключается наследственность культуры? К чему может привести отсутствие наследственности в развитии культуры? Приведите примеры того, как пренебрежение традициями или их слепое восхваление влияет на развитие искусства. Какова роль новаторства и традиций в развитии культуры?
Взаимодействие культур Национа- льная Интернациона льная, общечеловеческая Массовая Элитарная
ПРОБЛЕМА ЧТО возрождать? - Памятники архитектуры - Обычаи, традиции - Песни - Национальная кухня ЗАЧЕМ?
Культура личности Понятие, которым определяют уровень воспитанности и образованности человека, уровень овладения той или иной сферой знания или деятельности, фиксируя его качества, способ поведения, отношение к другим людям и своей деятельности Определяется: Умением применять эти приобретения в процессе жизнедеятельности и общения в другими людьми Преобразованием человеком общечеловеческих достижений в свой внутренний мир Глубиной, широтой и уровнем освоения достижений культуры
Культура и гуманизм Система мировоззренческих ориентаций, центром которых является человек, его высокое предназначение и право на свободную самореализацию (в широком понимании) Культурное движение, возникшее в эпоху Возрождения как отображение борьбы «третьего сословия» против господства аристократии, духовенства и средневековой религиозной идеологии (в узком смысле)