ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Студент Петрова Н. Курс 2 Группа ИПБПКЗ-11/12-С-2 Специальность Практический психолог.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Advertisements

Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
«Педагогика как наука» Выполнила: Студентка 2 курса нач. Б группы Фазлиева Светлана.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Психология как наука. Цели урока Познакомиться с психологией как наукой и местом психологии в системе наук, Познакомиться с основными этапами ее развития,
Психология как наука 900igr.net. Происхождение слова «психология» Психология = «Психе» (др.греч.- душа) + «Логос» (др.греч. - учение, наука)
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
ТЕМА 1 ЛЕКЦИЯ 1. «Теория и методика обучения физической культуре» (ТиМОФК) в структуре подготовки педагога физической культуры. 1.
Методы психологии Подготовили: Магистранты группы М Сесорова Диана Баянбековна Тасбалта Аяулым Шарипбаевна Министерство образования и науки РК.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Лекция 1. Предмет, задачи, методология и методы педагогической психологии.
Транксрипт:

ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Студент Петрова Н. Курс 2 Группа ИПБПКЗ-11/12-С-2 Специальность Практический психолог

Содержание 1 Введение 2 Предмет педагогической психологии 3 Методы педагогической психологии 4 Задачи педагогической психологии 5 Заключение

Введение Педагогическая психология (пп) – одна из самых профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов. Термином « ПП» обозначаются две разные науки. Одна из них – это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она изучает природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под этим же термином развивается и прикладная наука, цель которой – использовать достижения всех ветвей психологии, для совершенствования педагогической практики. Термин «ПП» был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г. ПП – как область знания и психологическая основа теоретической и практической педагогики.

ПП. Предмет ПП. ПП – это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. ПП тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией. При рассмотрении ПП, необходимо разграничить понятия предмета и задачи ПП. Предметом ПП является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто это обучение и воспитание организует, т.е. со стороны педагога, воспитателя.

Различные подходы к определению предмета ПП

ВОСПИТАНИЕ Через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков. Метод основан на восприятии и понимании, человеческой морали и духовной культуры. ОБУЧЕНИЕ Через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентируется на интеллектуальное и когнитивное развитие ребёнка. Метод основан на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры. Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической системы. Воспитывая ребёнка, мы его чему то обучаем, обучая – одновременно воспитываем.

Обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности конкретного субъекта, но рассматриваются, как их совместная деятельность в ситуации организованного общения. Учебная деятельность или учение (ученика, воспитуемого). Педагогическая деятельность учителя (воспитателя), о выполнении им функций организации, стимуляции и управления (регулирования) Учебной деятельности школьников. Процесс обучения и воспитания в целом.

Предмет ПП сложен, многосторонен и неоднороден. Основные проблемы ПП проблема генотипической и средовой обусловленности психологических характеристик и поведения ребёнка; проблема соотношение развития и обучения; проблема взаимосвязи обучения и воспитания; проблема сенситивных периодов в развитии; проблема детской одарённости; проблема готовности детей к обучению в школе; проблема индивидуализации; проблема психолого-педагогической диагностики; проблема оптимальной психолого-педагогической подготовки учителя и воспитателя и др.

Цель ПП – скоординировать педагогический процесс и процесс индивидуального развития ученика и тем самым обеспечить включение ученика в педагогический процесс. Развитие человека идёт через усвоение социального опыта. Начинается с первых дней жизни и продолжается фактически всю жизнь. В школе усвоение социального опыта, происходит с помощью учителя. Такой вид называется УЧЕНИЕМ До школы усвоение во время игры. Оно является побочным продуктом игровой деятельности. В процессе учения человек усваивает не только интеллектуальный опыт, но и нравственный, эстетический и т.д. Этот процесс называется ВОСПИТАНИЕМ Таким образом, ОБЪЕКТОМ ПП ВСЕГДА ЯВЛЯЮТСЯ ПРОЦЕССЫ УЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Методы ПП ИНТРОСПЕКЦИЯ «смотрение внутрь себя» НАБЛЮДЕНИЕ ОТКРЫТОЕ СКРЫТОЕ ВКЛЮЧЁННОЕ НЕ ВКЛЮЧЁННОЕ ТЕСТ Тесты - опросники Тесты-задания Проективные тесты ОПРОС УСТНЫЙ (интервью, беседа ) ПИСЬМЕННЫЙ ( анкета – открытая, закрытая) СТАНДАНТЕЗИРОВАННЫЙ СВОБОДНЫЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ КОНСТАТИРУЮЩИЙ ФОРМУЛИРУЮЩИЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ЕСТЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНАЛИЗ: рисунков сочинений почерка поделок и др. Отличие эксперимента от наблюдения состоит в том, что экспериментатор ВОЗДЕЙСТВУЕТ на исследуемый объект в соответствии с гипотезой исследования

ИНТРОСПЕКЦИЯ – наблюдение субъекта за его собственными психическими процессами в момент их протекания или в след за ним. НАБЛЮДЕНИЕ – целенаправленное восприятие деятельности или поведения человека в естественных условиях и последующая регистрация их в протоколе. ОПРОС – прямое или косвенное, устное или письменное получение от субъекта сведений о его деятельности. ТЕСТ – краткое психологическое испытание в результате которого оценивается какой-либо процесс или личность в целом. ЭКСПЕРЕМЕНТ – создание специальных условий, в которых выявляется психологический факт. АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – анализ материализованных результатов психической деятельности человека с целью выявления его личностных особенностей и отношений.

Выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться; Программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств объекта, которые будут фиксироваться; Способ фиксации получаемой информации Содержание психологического наблюдения зависит от понимания предмета психологии. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ ПЛАНОМЕРНОСТЬ ГЛАВНЫЕ МОМЕНТЫ МЕТОДИКИ НАБЛЮДЕНИЯ

Любой вид эксперимента включает следующие этапы: Постановка цели: конкретизация гипотезы в определённой задаче. Планирование хода эксперимента. Проведение эксперимента: сбор данных. Анализ полученных экспериментальных данных. Выводы, которые позволяют сделать экспериментальные данные. Лабораторные и естественные эксперименты подразделяются на констатирующий и формирующий ( особенно важен)

Задачи ПП ПСИХОЛОГИЯ выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания. ПЕДАГОГИКА исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы. ОБЩЕЙ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ПП является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса.

Наиболее важные и актуальные задачи ПП : Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого; Определение мех. и закон. освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях; Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.); Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность; Изучение психологических основ деятельности педагога; Опред. факторов, мех., закон. развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления; Опред. закон., условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач; Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.

ПСИХОЛОГИЯ – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности, выявляет индивидуальные возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания. ПЕДАГОГИКА – это наука о воспитании и обучении, исследует сущность воспитания его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержания, формы и методы.

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЯ Изучение законов псих. деятельности и её развитии. Научиться понимать сущность психических явлений и их законом.. Научиться управлять псих. процессами и состояниями. Использовать полученные знания с целью повышения эффективности различных отраслей практики. Быть теоретической основой практики психологической службы. ПЕДАГОГИКА Изучение педагогического процесса, того, как развивается человек в условиях организованного процесса обучения и воспитания. Накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

Функции ПСИХОЛОГИЯ Фундаментальная наука призвана разрабатывать психологическую теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей и её отдельных феноменов; Как прикладная область знаний – формулировать рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей. ПЕДАГОГИКА Познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, образования, развития и обучения людей; Указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей; Вооружать педагогов-практиков профессиональными знаниями; Выработать умение проектировать, осуществлять и оценивать учебно- воспитательный процесс.

Основные практико- ориентированные задачи ПП Изучение основных психологических закономерностей формирования единого педагогического процесса и управления Выявление психологических резервов его совершенствования Разумного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения и воспитания Создание такого психологического климата в образовательном учреждении, который поддерживал бы психическое здоровье всех субъектов взаимодействия ( учащихся, учителей, родителей ).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребёнка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

Заключение ПП призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения. ПП является одной из базовых наук педагогики и частных методик. Профессиональная подготовка учителя невозможна без изучения ПП. Предмет обеих наук раскрывается через призму педагогической психологии. Её объект – психологические аспекты ПП. Педагог К.Д. Ушинский: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».