ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ Кужугет Шончалай Ивановна – учительница родного языка и литературы МБОУ Баян-Талинской СОШ
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России…
Обеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.»
Одним из актуальных вопросов введения ФГОС является организация внеурочной деятельности, которая служит основой для достижения личностных и метапредметных результатов. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими не учебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности.
Изменения в социальной жизни нашей страны, делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. И поэтому перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических решений, способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Основной целью работы является: создание пространства в школе для воспитания и развития образованной, социально-активной, духовно-нравственной личности, обладающей высокой общественной культурой. Задачи работы: – формирование духовно-нравственных качеств у учащихся; – воспитание культуры поведения; – формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств.
Школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует дополнительное образование во внеурочной деятельности. Сегодня в наших школах создаются условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными можно считать спортивно-оздоровительное, туристско-краеведческое, художественно- эстетическое.
В нашей школе по историко- краеведческому направлению начала работу музей имени «Соруктуг – Маадыра Куулара Лопсана», героя Кобдинского сражения. Многообразие направлений деятельности школьного музея позволяет привлечь к социально- значимой деятельности большое количество учащихся, т. к. дает возможность реализовывать способности всех категорий детей. Как же это реализуется?
Цель создания музея - развитие активной гражданской позиции учащихся и творческих способностей через музейную деятельность. Для достижения указанной цели планируется решить следующие задачи: привитие детям бережного отношения к историческим ценностям и традициям, развитие коммуникативных, презентационных и лидерских качеств учащихся, приобретение навыков культуры общения и уважения к людям старшего возраста, расширение общего кругозора и увеличение объема знаний в области истории, географии, литературы.
Реализация поставленных задач осуществляется следующим образом: комплектование музейных фондов экспозиционная деятельность образовательно- воспитательная деятельность (культурно-познавательная и организационно-массовая) фондовая работа
«Музеи образовательных учреждений – это «эффективное средство духовно- нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи». Чем раньше в сферу воспитания ребенка включится музей, тем эффективнее окажется его воздействие в будущем. Школьные музеи способствуют формированию таких элементов мировоззрения, как осознание целостности культуры родного края, осознание приобщенности к истории края, позитивная направленность личности, осмысленное восприятие культуры родного края в контексте российской и мировой культуры
Организации музея для нас являлось формирование условий для эффективного нравственного и патриотического воспитания. Наш школьный музей состоит из следующих экспозиций: 1. История возникновения Бээзи и Даа кожуунов. 2. История сумона Баян-Тала А) История села Б) История школы В) История совхоза «30 лет Октября». 3. Страницы военной истории «100-летие Кобдинского сражения», «Великая Отечественная война». 4. Республика Тыва – сегодня. Атмосфера музея, его среда, каждый экспонат обладают значительными возможностями по нравственно- эмоциональному воздействию на школьников.
Музей имени «Соруктуг-Маадыра Куулара Лопсана» Героя Кобдинского сражения
Виртуальная экскурсия в музей
Открытие музея г Красную ленту отрезала – правнучка Лопсан Соруктуг Шулуу Опал Агбаан-Шыыраповна
Гости на открытии
Экспозиции музея Республика Тыва – сегодня История Республики Тыва
Потомки героев Кобдинского сражения
Домашняя утварь тувинцев
Знаменитые люди села Семья Монгуш Б.Д. и первого врача Тувы – Монгуш Доржу Матери-героини
Председатель музея – Ооржак Чаян и его заместители
Первая экскурсия для младших школьников
Рабочее место в музее Ноутбук, принтер 3 в одном, часы.
В совершенствовании духовно- нравственного воспитания играет важную роль Личность самого учителя Программа духовно- нравственного воспитания Школьный музей
Спасибо за внимание !