Что такое этика сетевого общения? Каковы этические нормы общения в сети? Что особенного в общении по сети? ответы на эти вопросы вы получите в ходе нашей работы 2
ЭТИКА - философская наука объектом изучения, которой, является мораль, а центральной проблемой – добро и зло. Различают следующие виды этики: гуманистическая: ориентированная на человека, его жизнь, свободу; авторитарная: ориентированная на что– либо внешнее по отношению к человеку. ЭТИКА - это система норм нравственного поведения человека, или группы людей 3
4 СЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ СЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ (нетикет, сетикет) - понятие, появившееся совсем недавно. Интернет развивается и расширяется, все больше людей знакомятся с ним. И, начиная общаться в Интернете друг с другом, они допускают множество незаметных на первый взгляд ошибок. Эти ошибки, порожденные незнанием нетикета, могут доставить неприятности вам и вашим собеседникам.
СЕТИКЕТ, НЕТИКЕТ (является слиянием слов «сеть» (англ. net) и «этикет») правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживаются большинство. Это понятие, появилось в середине 80-х годов XX века в эхо конференциях сети FIDO. Чаще всего под явным нарушением нетикета понимают оскорбления, клевету, обман, нарушения авторских прав. 5
6 Изучить и законспектировать основные принципы компьютерной этики Использовать учебник, § Тайна частной жизни 2. Точность 3. Частная собственность 4. Доступность
1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ обращаться на Ты или на Вы, использовать ли смайлики и в каком количестве, указывать ли код города в телефонах, поддерживать новичков или игнорировать их вопросы, или посылать их сразу в FAQ и Поиск… FAQ (frequently asked questions) в переводе с английского «часто задаваемые вопросы». 7
2.ТЕХНИЧЕСКИЕ, ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ 2.ТЕХНИЧЕСКИЕ, ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ использование строк определенной длины, использование транслита, ограничения на размер сообщения или подписи, допустимость расширенного форматирования (выделение жирным, курсивом, цветом, фоном, рамками и т. п.), допустимость написания сообщений в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ… 8
3. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ 3. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ правила именования (заголовки) тем, правила цитирования, допустимость рекламы, допустимость фрейма, собственно необходимость придерживаться тематики сообщества… 9
каждое сетевое сообщество формирует свои правила. Обычно правила записаны, и даже оформляются в виде формального устава, а иногда и просто в виде списка FAQ. В других случаях существуют лишь в умах и словах модераторов, а иногда и просто «старожилов» сообщества и поддерживаются на основании их личного авторитета. Модератор (moderor – умеряю, сдерживаю) пользователь, имеющий более широкие права по сравнению с обыкновенными пользователями на общественных сетевых ресурсах 10 НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВСЕОБЩИМИ И ЖЕСТКО УСТАНОВЛЕННЫМИ
Общение в чатах – самый демократичный способ сетевого общения. 11
Использовать язык, на котором общается большинство присутствующих (как иностранный, так и сленг). Не умничать! Это настроит против вас собеседника. Посылайте простые и ясные предложения. Если собеседники вас по каким-либо причинам не устраивают, то покиньте чат. Не переусердствуйте со смайликами. 12
Обязательно представьтесь, когда заходите в чат. Это можно сделать с помощью ника (условными Ф.И.О.). Не переполняйте экран, в котором происходит чат, своими сообщениями – дайте возможность высказаться другим. Не используйте ненормативную лексику. Во многих чатах следят за ходом общения и применяют к хулиганам и сквернословам наказание в виде ограничения доступа на сервер. 13
Правила этикета при общении по электронной почте: Не забывайте давать названия своим письмам. Старайтесь, чтобы длина вашего письма отвечала стилю беседы: отвечайте на вопрос, кратко и по существу. Полное ошибок и опечаток письмо трудно читать. 14
Правила этикета при общении по электронной почте: Не забывайте говорить «спасибо» и «пожалуйста». Помните, что не существует надежной почтовой системы. Неразумно помещать личную информацию в электронное письмо. Избегайте писем, составленных под влиянием эмоций. Если можете, используйте подпись. Она должна идентифицировать вас и содержать данные о каналах связи (обычный телефон, факс). 15
ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИЯ (teleconference) совещание, участники которого территориально удалены друг от друга и которое осуществляется с использованием телекоммуникационных средств. 16
Будьте вежливы и внимательны к почте. Никогда не оставляйте вопрос заданный Вам без ответа. В обсуждении проектов будьте внимательны к другим командам. В письмах не допускается грубость и оскорбления. Не бойтесь, задавайте вопросы авторам проектов. Вы можете не только обсуждать предложенные проекты но и критиковать их. В высказывании критических замечаниях по отношению к проектам других команд руководствуйтесь не эмоциями, а здравым смыслом, будьте справедливы. 17
Смайлики - излюбленное средство пользователей выразить свои эмоции в письме. 18
Обмениваясь текстовыми сообщениями, мы не слышим живых интонаций нашего собеседника. Поэтому пользователи Сети наловчились использовать для обозначения своих эмоций простые «картинки», составленные из нескольких знаков препинания. Их называют «смайлики». Однако стоит помнить, что излишнее количество смайликов затрудняет чтение текста. Для обозначения своих эмоций вполне достаточно поставить один смайлик, ну два - НО НЕ ДВАДЦАТЬ. 19
Что такое этика сетевого общения? Каковы этические нормы общения в сети? Что особенного в общении по сети? 20 Noli nocere («Не навреди») кажущаяся анонимность
21