Раздьяконова Екатерина Владимировна, к.ф.н., ассистент кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ
ТЕМА 1. ЭТИКА КАК НАУКА И ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
1. Предмет этики.
«Этос» ( греч.) – «обычай», «нрав», «характер». Этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль как специфический регулятор человеческого поведения и общественных отношений.
Предмет этики – мораль Мораль (нравственность) – объективно сложившиеся, реальные регуляторы поведения (система оценок, норм, требований, образцов долженствования). Этика – область философского знания, исследующая моральные принципы и нормы поведения.
2. Категориальный аппарат этики.
Категориальный аппарат этики I. Долг, ответственность, совесть, достоинство, честь. Данные категории отражают совокупность побуждений, входящих в моральную установку. Они «срабатывают», когда человек оказывается перед выбором поступка или линии поведения.
II. Благо, добро, зло, смысл жизни, счастье. Категории отражают ценностные ориентир, принятые в обществе. Отсюда историческая изменчивость категорий и зависимость от национальных и религиозных сторон общественной жизни. Категориальный аппарат этики
III. Идеал, добродетель, порок. Категории отражают представления о диапазоне морального развития личности. Данные представления являются для каждого нового поколения предметом освоения в процессе социализации. Категориальный аппарат этики
3. Уровни этического знания.
Теоретическая и нормативная этика Нормативная этика Разработка норм и принципов морального регулирования общества; Формирование нравственных убеждений, ценностных ориентиров; Теоретическая этика Исследование происхождения, структуры и функций морали; Построение философских и научных концепции, объясняющих специфику морали.
4. Мораль как регулятор социального поведения.
1. Сущность и свойства морали. Мораль – совокупность принципов или правил поведения, основанных на представлениях о добре и зле, справедливом и несправедливом отношении к другим людям.
Свойства морали 1. Императивность (от лат. imperative - повелевать)- свойство морали требовать определенного поведения. 2. Моральные нормы носят обобщенный характер. 3. Моральные требования имеют всепроницающий характер: присутствуют во всех сферах культуры.
4. Для поддержания морали нет специальных общественных учреждений, это неинституциональная регуляция. 5. Моральные требования имеют личностную форму, они функционируют тогда, когда стали собственным убеждением человека.
УРОВНИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. 1. Преконвенциональный, дом оральный уровень (уровень внушения и подражания) - поведение человека регулируется исключительно страхом возможного наказания или ожиданием поощрения; 1.1. Реакция на наказание Желание получить награду, вознаграждение.
Конвенциональный уровень (уровень ориентации на внешние моральные регуляторы) – человек действует в соответствии с принятыми группой моральными ориентирами «Мораль хорошего парня или милой девушки» Стадия закона и порядка.
3.Постконвенциональный, автономный уровень моральной саморегуляции - уровень развития личных нравственных принципов, которые имеют общечеловеческую широту и универсальность Стадия соглашения и индивидуальных прав Человек способен логически обосновать нравственные принципы, которыми он руководствуется в своих действиях.