Философия и концепция управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 3
Вопросы темы 3.1. Философия управления персоналом 3.2. Концепция управления персоналом
3.1. Философия управления персоналом Философия управления персоналом – * осмысление сущности управления персоналом, его возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении, * осмысление лежащих в основе управления персоналом идей и целей.
3.1. Философия управления персоналом Управление персоналом Социология КонфликтологияЭкономика Менеджмент Организационная культура
3.1. Философия управления персоналом Сущность философии УП: в организации созданы условия для справедливых, равноправных, открытых, доверительных взаимоотношений; каждый сотрудник может полностью использовать свои навыки и играть активную роль в принятии важных производственных решений; работники пользуются адекватными и справедливыми компенсациями; созданы безопасные и здоровые условия труда.
3.1. Философия управления персоналом Под философией организации понимаем: совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, систему ценностей и убеждений, воспринимаемых всем персоналом и подчиненную глобальной цели организации.
3.1. Философия управления персоналом Философия УП – документ, разработанный в соответствии с: Конституцией РФ, Гражданским кодексом, Трудовым кодексом, Уставом организации, Декларацией прав человека, Кадровой политикой страны и др.
3.1. Философия управления персоналом Разделы документа «Философия организации»: цель и задачи организации, декларация прав работника, его деловые и нравственные качества, условия труда и рабочее место, оплата и оценка труда, социальные блага и гарантии, увлечения (хобби).
Критерии организации Философия управления персоналом работы ЯпонскаяАмериканская Российская Основа организации Гармония ЭффективностьСмешанная Отношение к работе Главное – выполнение обязанностей Главное – реализация заданий Конкуренция Практически нет Сильная Практически нет Гарантии для работника Высокие (пожизненный наем) Низкие Средние между высокими и низкими Принятие решений Снизу вверх Сверху вниз Делегирование власти В редких случаях Распространено Отношения с подчиненными Семейные ФормальныеЧаще семейные, чем формальные Метод найма После окончания учебы По деловым качествам Оплата трудаВ зависимости от стажа В зависимости от результатов Смешанная Таблица 1 - Характеристика разновидностей философии управления персоналом
3.2. Концепция управления персоналом Управление персоналом целенаправленная деятельность руководства организации, руководителей и специалистов подразделений, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
3.2. Концепция управления персоналом УП заключается в: формировании системы управления персоналом; кадровом планировании; проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале; учете и нормировании численности работников.
3.2. Концепция управления персоналом Функции УП: наем, отбор, и прием персонала; деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе; профориентация и трудовая адаптация; мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала; организация труда и соблюдение этики деловых отношений; управление конфликтами и стрессами; обеспечение безопасности персонала; управление нововведениями в кадровой работе; обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров; управление деловой карьерой и СПП; управление поведением персонала в организации; управление социальным развитием; высвобождение персонала.
3.2. Концепция управления персоналом Требуемые качества работников: высокое профессиональное мастерство; способность принимать самостоятельные решения; навыки коллективного взаимодействия; ответственность за качество готовой продукции; знание техники и организации производства; творческие навыки.
3.2. Концепция управления персоналом
Концепция управления персоналом – система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организации.
3.2. Концепция управления персоналом Включает: разработку методологии управления персоналом; формирование системы управления персоналом; разработку технологии управления персоналом.
3.2. Концепция управления персоналом Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.
3.2. Концепция управления персоналом Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, установление вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
3.2. Концепция управления персоналом Технология управления персоналом включает: организацию найма, отбора, приема персонала; его деловую оценку, профориентацию и адаптацию; обучение; управление деловой карьерой и СПП; мотивацию и организацию труда; управление конфликтами и стрессами; обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др.
3.2. Концепция управления персоналом Факторы, оказывающие воздействие на людей в организации: 1. Иерархическая структура организации, содержащая отношения власти и подчинения; 2. Культура организации; 3. Рынок, предполагающий равновесные отношения продавца и покупателя
3.2. Концепция управления персоналом Система управления персоналом - система, реализующая функции управления персоналом и включающая подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций
3.2. Концепция управления персоналом
Наибольшие усилия кадровых подразделений (по затраченному времени) направлены на: совершенствование трудовых отношений, подбор кандидатов на вакантные должности, разработку и реализацию учебных программ и программ социального развития, организацию заработной платы.
3.2. Концепция управления персоналом Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие
Домашнее задание: Ко дню проведения лекции 4, подготовить 2-3 статьи из различных источников и составить по ним реферативное заключение (не более 1 страницы). Указать автора, название статьи и источник.