Развитие системы образования Российской Федерации и Московской области, в том числе Национальной образовательной инициативой (направление «Здоровье в школе») Приоритетные направления государственной политики в области образования «Наша новая школа» Результаты ежегодного медицинского осмотра и диспансеризации и учащихся и сотрудников МСКОУ «Специальная школа-интернат VII-VIII вида» Проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья
Создание санитарно-гигиенических и других условий по сохранению и укреплению здоровья, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся, воспитанников и педагогов (гигиена во всём!!!). Построение здоровье развивающей образовательной среды и единой безопасной зоны, функционирующих на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесберегаю- чего уклада школы-интерната (постоянная диагностика!!!)
Гуманистический, дифференцированный, личностно-ориентированный подходы, предполагающие признание аксиологической ценности безопасности человека и здоровья каждого отдельного субъекта образования. Системный холистический (изучение человеческого организма как единого целого) подход к безопасности и индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание безопасности и здоровья как многомерных сопряженных систем, состоящих из взаимозависимых компонентов (физических, соматических, психических, социальных и нравственных). Созидающий подход к обеспечению безопасности и здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры безопасности и здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни. Средовой подход к созданию условий для обеспечения безопасности и здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних факторов, которые оказывают благотворное влияние на безопасность и здоровье человека.
Создание здоровье- сберешающей инфра- структуры образовательного учреждения. Реализация дополни- тельных образовательных программ Использо- вание в образовательном процессе программ, имеющих здоровьесбе- решающий характер Рациональ- ная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся Организация физкультурно- оздоровительной работы как системы Просвети- тельская работа с родителями (законными представителями). Организация здорового питания Семинары и консультации для педагогов по вопросам создания здоровьесбе- решающей образовательной среды
1 этап Подготовительный этап – разработка методической базы, создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегаю- щих условий обучения школьников. 2 этап Основной этап - реализация Программы в целом. 1. Расширение образовательного потенциала деятельности школы-интерната, в том числе через работу блока дополнительного образования детей на базе школы- интерната и социальных партнеров; 2. Стабилизация здоровья учащихся посредством совместной деятельности мониторинговой службы и службы здоровья (с участием родителей). 3 этап Итогово-обобщающий этап - анализ результатов внедрения Программы и тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего развития Программы.
Создание максимально благоприятных условий для формирования среды для обеспечения безопасности и здоровьеразвивающей деятельности; Повышение уровня валеологической грамотности обучающихся и их родителей, пропагандируя потребность в здоровом образе жизни. Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса. Коррекция и улучшение физического и эмоционально- психологического состояния всех участников образовательного процесса. Расширение сети спортивных секций и видов физкультурно- оздоровительной работы; Рост спортивных достижений обучающихся; Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников, сохранение и укрепление физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся (воспитанников).
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ» ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ОТКАЗ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК ЕЖЕГОДНАЯ ДИСПАНСЕ- РИЗАЦИЯ ВИТАМИНИ- ЗАЦИЯ 3-Х БЛЮД ПРОФИЛАК- ТИЧЕСКИЕ ПРИВИВКИ ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ ПОЛОЖИТЕЛЬ- НАЯ МОТИВА- ЦИЯ К УЧЁБЕ КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕ- БЫВАНИЯ
Учащиеся и воспитанники Учителя и воспитатели Служба здоровья школы Социальные партнёры Родительская общественность
Проведение диспансеризациии обучающихся и сотрудников, проведение занятий ЛФК, анализ состояния здоровья обучающихся, контроль качества питания и его витаминизация, содержание спален и учебных кабинетов в соответствии с Сан ПиН, оказание первой медицинской помощи. Медицинская Психолого-педагогическое сопровождение учебного и воспитательного процессов, психологическая разгрузка обучающихся, восстановление положительной эмоциональной сферы учащихся, просветительская работа с родителями по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей детей. Психологическая Профилактика здорового образа жизни, организация уроков физической культуры в соответствии с программой коррекционной школы, популяризация различных видов спорта среди учащихся и сотрудников, организация внеклассной спортивной работы, проведение мониторинга физического состояния и динамику физического развития обучающихся. Спортивно- оздоровительная Социальная Административно- хозяйственная Помощь в работе с трудными воспитанниками, работа с многодетными семьями, связь с ОДН и КДН Контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, норм Сан ПиНа, безопасного функционирования здания и состояние территории. Приобретение мебели в соответствии с возрастными особенностями детей, безопасных строительных материалов для косметического ремонта здания, контроль температурного и воздушного режима. Мониторинговая Создание единой базы данных по выявления проблем, мешающих полноценно включаться участникам программы в учебный процесс, состоянию здоровья сотрудников, обучающихся и воспитанников с целью повышения эффективности работы системы по улучшению физического и психо-эмоционального состояния, а также обобщение полученного опыта.
Обоснованное создание Службы здоровья школы- интерната Определены критерии мониторинга физического здоровья обучающихся и воспитанников. Организовано медико- психолого- педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процессов. Проведена диагностика проблем, связанных с ухудшением здоровья школьников. Незамедлительное оказание первой медицинской помощи. Определены дети группы риска – 16%. Нарушение эмоционально- волевой сферы – 28% Запланированы и проведены индивидуальные беседы и консультации психолога, патопсихология, врача- психоневролога. Индивидуальная работа с социальным педагогом. Низкий уровень мотивации к ЗОЖ – 7% Разработан план мероприятий по укреплению здоровья участников образовательного процесса. Анкетирование всех участников образовательного процесса. Выявлена общественная оценка качества работы школы – 92%
Создание творческой группы по изучению состояния здоровья учащихся Исследованы анамнезы учащихся на предмет выявления хронических заболеваний. Составлены индивидуальные диагностические карты на учащихся 5-9 классов по развитию основных физических качеств. Учащиеся распределены на группы здоровья и физкультурные группы в соответствии с характером заболеваний. Внедрены учётные листы по усвоению основных разделов программы по физической культуре. Произведён анализ статистических показателей и мониторинговых ис- следований: хронические заболевания, простудные заболевания, вредные привычки, мотивация к ЗОЖ и спорту, качество знаний по физ-ре. Произведён анализ статистических показателей и мониторинговых ис- следований: хронические заболевания, простудные заболевания, вредные привычки, мотивация к ЗОЖ и спорту, качество знаний по физ-ре.
Уточнено количество пропущенных уроков по состоянию здоровья. Выделены учащиеся со 100% успеваемостью по физкультуре. Определены классы, занявшие наибольшее количество призовых мест в общешкольных спортивных мероприятиях. Отмечены классы, проводившие мероприятия по пропаганде ЗОЖ. Стимулирование (грамоты, призы) детей и педагогов, принимавших активное участие в конкурсе. Конкурса «Самый здоровый класс»
Участие учащихся в общешкольных спортивных мероприятиях (64%) Участие учащихся в городских спортивных мероприятиях (16%) Участие учащихся в областных спортивных мероприятиях (10%) Разнообразие форм и методик спортивно-оздоровительной работы с учащимися
Определены учащихся с хроническими заболеваниями (92%) Учёт посещаемости учебного процесса (пропуски по болезни – 6%) Заполнены личные карточки работы с психологом (100%) Заполняется таблица о рекомендациях детям узких специалистов (22%) Создание единой базы данных физического и психологического здоровья школьников
Соблюдение санитарно-гигиенических норм к образовательному процессу 1. Укомплектованность учебных классов мебелью в соответствии с возрастными особенностями школьников. 100% 2. Соблюдение температурного режима в помещениях. 100% 3. Соблюдение графика проветривания и влажной уборки. 100% 4. Измерение уровня освещённости учебных кабинетов. 100% 5. Соблюдение щадячего режима дня в урочной и во внеурочной деятельности. 100% 6. Кварцевание и санитарно- гигиеническая обработка помещений в случае необходимости. 100% 7. Организация питьевого режима. 100% 8. Профилактическая работа по предупреждению простудных заболеваний. 100%
Оздоровление детей в каникулярный период 1. Организация летнего отдыха детей-сирот. 100% 2. Организация отдыха детей, находящихся в ТЖС. 36% 3. Лечебно-оздоровительные мероприятия с учётом характера заболеваний воспитанников. 10% Материально- техническая база и оснащённость медицинского кабинета 1. Обновление медицинского оборудования. 70% 2. Обеспеченность медикаментами. 90% 3. Укомплектованность штата 100% Материально- техническая база спортивно- оздоровительного процесса 1. Обновление спортивного инвентаря. 80% 2. Обеспеченность спортивным инвентарём. 100%
Мониторинг простудных заболеваний учащихся за учебный год