ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
План вопроса: 1. Необходимость формирования универсальных учебных действий. 1. Необходимость формирования универсальных учебных действий. 2. Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе. 2. Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе. 3. ВИДЫ универсальных учебных действий 3. ВИДЫ универсальных учебных действий 4. Система формирования УУД (что писать в ООП) 4. Система формирования УУД (что писать в ООП)
1. Необходимость формирования универсальных учебных действий
Необходимость пересмотра целей образования Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
2. Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе.
Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности. УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
3. ВИДЫ универсальных учебных действий
ВИДЫ УУД 1. Личностные 1. Личностные 2. Регулятивные, включая действия саморегуляции 2. Регулятивные, включая действия саморегуляции 3. Познавательные, включая общеучебные и логические 3. Познавательные, включая общеучебные и логические 4. Знаково-символические 4. Знаково-символические 5. Коммуникативные 5. Коммуникативные
Личностные УУД Личностные УУД Самоопределение Смыслообразование Нравственно- этическое оценивание
Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем
Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая саморегуляция Коррекция Оценка
Знаково-символические УУД Моделирование Моделирование (выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний)
Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером
УУД формируются комплексно, всеми субъектами общения, к сожалению стихийно 17 СЕМЬЯ Не всегда целенаправленно ОБЩЕСТВО (друзья, двор, кружок, одноклассники) Вообще нецеленаправленно ГОСУДАРСТВО (школа) непосредственно, не всегда целенаправленно
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий и взять на себя эту функцию должна ШКОЛА
Система формирования УУД Какое значение придает школа формированию УУД Какое значение придает школа формированию УУД Определение результативности УУД по видам и его значения для обучения Определение результативности УУД по видам и его значения для обучения (виды УДД – результативность УУД – значение для обучения) На каких учебных предметах, часах дополнительного образования и классных часах будет сделан упор на формирование определенных УУД (каких) На каких учебных предметах, часах дополнительного образования и классных часах будет сделан упор на формирование определенных УУД (каких)