Опыт использования рериховского наследия в школе Зимина Анжелика Игоревна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 14 «Центр образования» г. Сызрани Самарской области
Необходимость обучения русскому языку в связи с усвоением культуры русского народа потребовала включения в школьный лингвистический курс «национального культурного компонента» ( Н.М. Шанский) или культуроведческого подхода в обучении русскому языку. Культуроведческий подход предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, религии, нравственно- этических ценностей, искусства) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых.
Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие нью- эйджа в России Рерих (Рёрих) Николай Константинович (1874–1947), художник, писатель и философ; человек- легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. « Великая Земля, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость мы будем защищать, беречь и оборонять» (Н.К.Рерих)
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Урок-выставка -это оптимальный вариант знакомства учащихся с творчеством художника, завещавшим свое достояние России. Для учащихся 5- 6 классов «выставляются» картины на темы старины, мифологические сюжеты о святых земли Русской. В старших классах предлагается материал, требующий философского осмысления картин художника. Материалы сайта php позволяют комплексно подойти к изучению творчества Н. Рериха УРОК-ВЫСТАВКА
УРОК-ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ
Урок-творческая мастерская позволяет учащимся «творить»:детям предлагаются картины Н. Рериха «Альбомный лист» ( ), «Альбомный рисунок» ( 1915). Учащимся предлагается «раскрасить» картину: описать картину в тетради, «наполнив» ее красками. УРОК-ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Слайды к урокам
Словарные слова ПАННО ПАННО, нескл., ср. 1. Поверхность на стене, потолке, обрамлённая орнаментом, гладкая или с живописными, скульптурными изображениями. 2. Картина или рельеф, украшающие участок стены, потолка. Толковый словарь Ожегова. С.И.
О-Ё после шипящих Печоры
Завет Николая Рериха Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. Полюбите Родину всеми силами и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идет строитель! Идет народ русский! [ [ «Поморяне. Утро» "Новгородский погост. Северная Русь " Эссе по заданному началу
«Замо́русские го́сти» картина Николая Рериха, написанная в 1901 году. Входит в цикл картин «Начало Руси. Славяне». В 1899 г. Николай Константинович Рерих совершил путешествие по «великому водному пути» к Новгоро ду. Об этом путешествии он написал: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Сад ко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву…». Именно тогда у Рериха зародился сюжет «Заморских гостей» картины, которую он написал уже в Париже. На выставке в Императорской Академии Художеств в 1902 году картину приобрёл Николай II для Царскосельского дворца. В настоящее время она хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Ак-Таг [Облачное пламя] 1937 Альбомный лист Альбомный рисунок 1915
Таким образом, изучение творчества Н. Рериха позволяет развивать речь учащихся, передавать своё эмоционально-образное восприятие мира, прививать вкус к творчеству, способствует культуроведческому подходу в обучении русскому языку.