Презентацию подготовила воспитатель группы 6 ННПЦ КП Ордабаева С.И.Ор
Использовались разные формы работы: - обучение в форме игрового занятия - взрослый здесь всегда инициатор, ставит цели, направленные на развитие способностей (сенсорных, мелкой моторики, мыслительных), а также задачи на формирование у детей элементов учебной деятельности. - совместная деятельность воспитателя с детьми - создается микроклимат, на основе уважения к личности маленького человека, задачи направлены на развитие социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры…). - самостоятельная деятельность самих детей - взрослый является потенциальным партнером, его цель направлена на возможность саморазвития ребенка, который может свободно выбирать деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Каждая из этих форм работы необходима, и какой бы ни была программа, нельзя реализовать ее в рамках лишь одной формы, не учитывая индивидуальные особенности детей.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. 3 Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. 4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. 5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений 6. У ребенка развивается воображение и фантазия. 7. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения на развитие тонкой моторики можно условно разделить на 3 группы. 1 группа: упражнения для кистей рук - развивает подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений; - учат напрягать и расслаблять мышцы; - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; - учат переключаться с одного движения на другое.
2 группа: упражнения для пальцев условно статические - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений
3 группа: упражнения для пальцев динамические - развивают точную координацию движений; - учат сгибать и разгибать пальцы рук; - учат противопоставлять большой палец остальным.
Цель работы: развивать у детей тонкую моторику пальцев рук. Задачи, решаемые в процессе работы: 1. Совершенствовать речь детей; 2. Формировать графические навыки, подготавливая руку ребенка к овладению письмом: - развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; - развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. 3. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: - произвольное внимание; - логическое мышление; - зрительное и слуховое восприятие; - память, речь; - умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Использовались разные формы работы: - обучение в форме игрового занятия - взрослый здесь всегда инициатор, ставит цели, направленные на развитие способностей (сенсорных, мелкой моторики, мыслительных), а также задачи на формирование у детей элементов учебной деятельности. - совместная деятельность воспитателя с детьми - создается микроклимат, на основе уважения к личности маленького человека, задачи направлены на развитие социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры…). - самостоятельная деятельность самих детей - взрослый является потенциальным партнером, его цель направлена на возможность саморазвития ребенка, который может свободно выбирать деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Каждая из этих форм работы необходима, и какой бы ни была программа, нельзя реализовать ее в рамках лишь одной формы, не учитывая индивидуальные особенности детей.
1. Пальчиковые игры Инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.
2. Упражнения для развития мелкой моторики, самомассаж. В результате отработки упражнений, у ребенка формируются практические навыки, которые усложняются от возраста к возрасту, что ведет к развитию мыслительных операций. Для того, чтобы детям было интереснее выполнять упражнения (вытягивать, сгибать, соединять, наматывать, раскручивать, распутывать и т.д.) их сопровождаю небольшими рассказами.
Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание) детям младшего дошкольного возраста проводит взрослый, по направлению от кончиков пальцев к запястью. Длительность упражнения 23 минуты. Дети постарше могут выполнять самомассаж и тренировку (перебирать предметы) самостоятельно, под наблюдением педагогов.
3. Использование физкультминуток, игр с мячом. Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагается детям для переключения внимания с одного вида деятельности на другой, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Проговаривание стихов, одновременно с движением, обладают рядом преимуществ: речь рифмуется с движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Упражнения с мячами разных размеров, фактур, массажных мячей, доставляют ребенку любого возраста много веселых минут. Предлагаемые упражнения – прокатить мяч - вперед, назад, подбрось вверх, брось вниз, отбей и др., способствуют развитию координации движений, зрительному восприятию, способности копировать.
4. Рисование, лепка, аппликация. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Рисуя в свободное время, ребенок отражает окружающий мир, дает волю воображению, совершенствует двигательные навыки руки.
Занятия по лепке с использованием пластилина и природного материала - составление узоров из камешек, семян растений, фруктов - это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику (согласованность в работе глаза и руки), координацию движений, их точность. Бумага - доступный и универсальный материал, широко применяемый не только для рисования, но и для аппликации и конструирования. Мозаичная аппликации из бумаги геометрических форм (треугольник, круг, квадрат), обрывание бумажных полосок, плетение бумажных ковриков и кос, способствует развитию мелкой моторики, оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремление преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
5. Штриховка, графические упражнения, лабиринты. Особое место для подготовки руки к письму занимает штриховка, обведение по трафарету. Следует помнить, что эти задания представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. При выполнении штриховки решаются следующие задачи: - подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки); - развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).
6. Игры с пуговицами. Дошкольникам вполне доступны и простейшие приёмы работы с пугови-цами. Игры с пуговицами используются с учетом принципа усложнения от составления пирамидок, узоров, вдавливание в пластилин, сортировки до из-готовления из разноцветных, больших и маленьких пуговиц поделок, весе-лых подарков, симпатичных украшений или необычных игрушек.
7. Счетные палочки. Применяю в группе счетные палочки (спички) - как часть занятия по математике, конструированию, в совместной деятельности и в свободное время. При работе со счетными палочками решаю задачи: - Развивать мелкую моторику пальцев. - Закреплять счет, название геометрических фигур, ориентировку. - Формировать умение придумать, складывать и преобразовывать фигуры.
В группе созданы все условия по развитию мелкой моторики Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам, выбирать игрушки, пособия для деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы. В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками, разными видами театра, для коррекции зрительно - пространственной ориентации есть мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры. В зоне изобразительной деятельности имеются: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, бумага, пеналы с ручками, карандашами, тетради, счетные палочки, наборы спичек, всевозможные образцы заданий, емкости с песком и крупой.
Родителей стараюсь убедить Именно роль родителей в речевом развитии ребенка значима, и все усилия педагогов, без их помощи, будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Важным направлением своей деятельности вижу педагогическое просвещение родителей через: круглый стол – Играем пальчиками; родительские собрания Развивая руку – развиваем речь, Роль пальчиковых игр и пальчиковых упражнений для развития речи; организацию встреч со специалистами по запросам родителей (с учителем – логопедом, педагогом – психологом, дефектологом); работу родительского клуба - Грамотейка; обсуждение педагогических ситуаций; оформление тематических выставок - Готовим руку к письму, Учимся штриховать; оформление информационных бюллетеней – От чего зависит речь ребенка?.
Выводы Разные виды деятельности, используемые в работе, определяют её продуктивность и успешность. Рациональное применение всех методов и приемов, несомненно, оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики пальцев рук, мыслительных процессов, развитие творческих способностей, овладение навыками учебной деятельности, подготовку детей к обучению в школе.