Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 3 г. Томск Авторы: Алексеева Ольга Викторовна, Гидревич Евгения Викторовна, старшие воспитатели 2014 г.
Познавательное развитие Познание - это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира. «Познание» согласно ФГТ (2009 г.)это образовательная область направленная на познавательное, интеллектуальное развитие детей; развитие познавательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора. «Познавательное развитие» согласно ФГОС ДО (2013 г.)образовательная область, которая рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А также развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом : - Развитие любознательности и познавательной мотивации ; - Формирование познавательных действий, становление сознания ; - Развитие воображения и творческой активности ; - Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и т. д. - Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. - Таким образом познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
I стадия – Любопытство; II стадия – Любознательность; III стадия – Познавательный интерес; IV стадия – Познавательная активность, самый высокий уровень познавательного развития. По мнению Микериной А.С. аспиранта кафедры дошкольной педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета целесообразно выделить 4 стадии познавательного развития
Стадии познавательного развития I стадия - Любопытство Избирательное отношение к любому предмету, обусловленное внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. II стадия - Любознательность Ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельности. Примерами проявления любознательности являются деьтские вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.
Стадии познавательного развития III стадия – Познавательный интерес Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением такого интереса считают стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования. IV стадия – Познавательная активность, самый высокий уровень познавательного развития. В соответствии с теорией Д.Б.Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение).
Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 1. Экспериментирование Практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств. Качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Примеры экспериментов: «Есть ли у воды вкус?» дайте детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено.) «Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда же кладем таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. (Уголь впитывает молекулы красителя.)
Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 2. Организация решения познавательных задач Учебные задачи, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Задачи должны быть вначале простые, содержащие однозвенные связи, затем более сложные, содержащие цепочки знаний. Примеры задач: Неживая природа: Почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему снег тает в помещении? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? Живая природа: Могут ли растения расти без света(влаги, тепла)? Почему рыба плавает? Почему осенью меняется цвет шерсти у зайца? Зачем черепахе панцирь? После принятия детьми задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ. Дети выдвигают идеи.Если идей нет. Их должен выдвинуть педагог.
Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 3. Проектная деятельность Обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструктировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Дети проводят эксперименты, ставят опыты, делают выводы, оформляют результаты исследования. Примеры проектной деятельности: клуб любителей книги «Волшебная страна», «Подвлдный мир», «Времена года» и др.
Формы работы по познавательной деятельности с детьми начиная с 1 мл.гр. и до подгот. гр: - Наблюдения - Исследования и экспериментирование - Предметно-манипулятивная игра - Встречи с природой - Рассказы взрослых - Беседы педагога с детьми - Познавательные рассказы педагога - Чтение познавательной литературы - Разбор проблемных ситуаций и их решение - Разгадывание загадок - Просмотр телефильмов и телепередач познавательного характера - Информационные занятия - Познавательные практикумы - Игровые мероприятия - Самостоятельная поисковая деятельность вне занятий
Литература: - Авторская разработка автора Ольги Шитиковой, Международный образовательный портал «MAAM» - Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования» (А.С. Микерина). Журнал «Начальная школа плюс До и После» 12, 2013.
Спасибо за внимание!