Понятие - это отражение существенных признаков предметов (объектов) окружающего мира и взаимосвязи между ними. знание понятие представление восприятие ощущение
Представление - это сохранившиеся образы, воспринятых ранее предметов, фактов действительности, которые в настоящее время не действуют на органы чувств. Представления бывают: а) окружающие нас природные и социальные объекты окружающие нас природные и социальные объекты б) такие, по которым невозможно организовать наблюдение такие, по которым невозможно организовать наблюдение
Окружающие нас природные и социальные объекты
Исторические представления о Исторические представления о : - фактах прошлого, охватывающие все стороны жизни общества; - об историческом времени; - об историческом пространстве
Классификация понятий I. По области отражаемых знаний По области отражаемых знаний По области отражаемых знаний По области отражаемых знаний II. По объему и по содержанию По объему и по содержанию По объему и по содержанию По объему и по содержанию III. По отношению к окружающему миру По отношению к окружающему миру По отношению к окружающему миру По отношению к окружающему миру
Классификация понятий по области того знания, которое они отражают: Биологические Географические Геологические Физические Химические Астрономические
Биологические понятия бывают: ботанические зоологические анатомические
Классификация понятий единичные общие По объему простые сложные По содержанию
Объем понятия характеризует количество объектов, отражаемых в сознании с помощью данного понятия. Объем понятия характеризует количество объектов, отражаемых в сознании с помощью данного понятия. Содержание понятия - совокупность существенных свойств класса предметов и явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия. Содержание понятия - совокупность существенных свойств класса предметов и явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия.
Классификация понятий по отношению к окружающему миру: Предметные понятия (птица) Понятия отношения (семья)
Пути формирования понятия: Индуктивный Наиболее часто используется, т.к. у ребенка преобладает наглядно-образное и наглядно- действенное мышление Дедуктивный
Дедуктивный путь формирования понятий Определение понятия Представления (1,2,3…) Обобщение Определение понятия на новом уровне Интерпретация новых фактов
Этапы формирования понятий Выделение признаков, существенных и несущественных Сравнение выделенных признаков Определение понятия на основе существенных признаков Перенос понятия в новые условия Выявление признаков наблюдаемых предметов Закрепление сформированного понятия Выявление знаний учащихся
Выявление признаков, сравнение
Выявление существенных признаков
Перечислите, что является плодом?
Этапы формирования понятий Выявление запаса знаний учащихся Выявление признаков наблюдаемых предметов Сравнение выделенных признаков Выделение существенных и несущественных признаков Определение понятия на основе существенных признаков Закрепление сформированных понятий Перенос понятия в новые условия