Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста Воспитатель Дёмина С. М. Киселёвск 2012 год
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного развития ребенка.
Мнемотехника или мнемоника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Предварительная работа: подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей; обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества; подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты; выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей.
1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Работа состоит из нескольких этапов:
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа, стихотворения с опорой на символы, т.е. происходит метод запоминания.
Модель должна быть доступной детям в повседневной жизни.
С помощью схем – моделей у детей расширяется круг знаний об окружающем мире, активизируется словарный запас.
Опора при рассказывании на мнемотаблицу позволяет ребёнку преодолеть робость, застенчивость, более свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Спасибо за внимание!
Источники: 1.«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.Б.Полянская. 2.«Учимся по сказке» Т. В. Большевой. 3.«Веселые встречи» С. М. Иванова.