Цель: рассмотреть структуру педагогического общения и осуществление практического поиска организационных форм, эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Задачи: Познакомить с теоретическими основами стиля и структуры педагогического общения. Познакомить с психологическими правилами, помогающими правильно сориентироваться в ситуации и выборе эффективной коммуникативной позиции. Проведение деловой игры для выработки эффективного взаимодействия с коллегами, родителями и учащимися.
Педагогическое общение Информационная функция Социально- перцептивная функция Самопрезентативная функция Интерактивная функция Аффективная функция
Администрация школы Учитель Ученик Родители
Частота конфликтов в зависимости от причин и стажа работы педагога. Участие в конфликтах по поводу Стаж работы до 3 лет 10 лет 20 лет 30 лет Свыше 30 лет Недостаточной учебной нагрузки Излишней учебной нагрузки Неудобного расписания уроков Значительных затрат времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников На личной основе Предоставления жилья Распределения путевок в места отдыха Преподавание предметов, не являющихся специальностью
Представление учителей о наиболее частых конфликтных линиях взаимодействия. Администрация - учитель 35,5% Учитель – обслуживающий персонал 7,5% Конфликт между учителями- предметниками 15% Молодые учителя – учителя со стажем 7,5% Учитель – ученик 24,8% Учитель - родитель 14,3%
Социально-деятельностные приоритеты учителей. Материальное обеспечение 54% Свобода, независимость в профессиональной деятельности 36% Уважение окружающих 31,5% Большой отпуск 19,5% Хорошие отношения с администрацией, коллегами, учениками, родителями 65,3% Возможность саморазвития, самореализации 22,5%
Соревнование (конкуренция) – «Акула». Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Это силовая стратегия, цели очень важны, взаимоотношения нет. Приспособление – «Медвежонок». Означает принесение в жертву собственных интересов ради другого. Это стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения – важны, цели – нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями. Компромисс – «Лиса». Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения. Избегание – «Черепаха». Отсутствие стремления к кооперации и тенденции к достижению собственных целей. Это стратегия ухода под панцирь, т.е. отказа от достижения личной цели и от участия во взаимоотношениях с окружающими. Сотрудничество – «Сова». Участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Это стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения.
9 класс 10 класс Приспособление 22%38% Компромисс 10%29% Избегание 17%14% Соперничество 7%19% Сотрудничество 30%48% 10 класс тестировалось 21 учащихся, 9 класс – 54 учащихся
Необходимо правильно определить свою позицию в конфликте. Важное значение имеют взаимоотношения педагога с родителями ребенка. Умение учителя быть гибким в отношениях и общении с учениками на разных возрастных этапах их развития. Необходимо контролировать свои эмоции и всегда давать ученику возможность объясниться и аргументировать свою позицию, объяснить свой поступок, дать свою версию происшедшего. Нельзя приписывать ученику свое понимание ситуации и свою точку зрения, необходимо использовать «Я-высказывания». Категорический запрет на оскорбление ученика, унижение его человеческого достоинства, затрагивание и негативная оценка его личности в целом, особенностей его национальной принадлежности, семьи и т. п.
Надо оценивать не личность ученика в целом, а его конкретные действия и поступки. Умение не отвечать агрессией на агрессию. Нельзя забывать, что каждый человек имеет право на ошибку, в том числе и ученик, и учитель. Важно не разрушить взаимоотношения с ребенком, выразить ему свое расположение, даже если разрешение конфликта не принесло желаемых результатов или не было достигнуто вовсе. Не стоит бояться возникшего конфликта, надо взять на себя инициативу по его разрешению. Необходимо помнить о том, что зачастую дети гораздо больше взрослых склонны идти на контакт и искать компромиссы.