Система уроков по роману И. А. Гончарова «Обломов» Л. В. НИКИТЕНКО ЛИЦЕЙ 11 «ФИЗТЕХ» Г. ДОЛГОПРУДНЫЙ
Урок 1 История души Обломова ЗНАКОМСТВО С ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ РОМАНА
Л. Н. Толстой о романе «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было. …Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временной в настоящей публике».
И. С. Тургенев о романе «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить «Обломова».
«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…»
Первое знакомство с героем: Кто такой Илья Ильич Обломов? Возраст, социальное положение Портрет Образ жизни Описание квартиры Неразрешимые проблемы Обломова
Групповая работа с текстом I-ой части романа ПРОДОЛЖИМ ЗНАКОМСТВО С ГЕРОЕМ
I группа анализирует II-IV главы Расскажите о гостях Обломова: Кто они? Чем занимаются? Как относятся к Обломову? Как Обломов оценивает их?
II группа анализирует V-VI главы Опишите жизнь Обломова в Петербурге: Цель приезда в столицу; Представления о жизни, о службе; Причина отставки; «Что ж он делал дома?»
III группа анализирует I, VII, VIII, X главы Расскажите о Захаре: Кто он такой? Каков его характер, отношение к Обломову? Каковы черты сходства между слугой и барином?
Итоги урока Первая часть романа является экспозицией, знакомящей с главным героем, его характером, образом жизни, с окружающими его людьми. Чтобы глубже понять Обломова, нужно обратиться к его детству, к истокам его души.
Домашнее задание Прочитать главу IX «Сон Обломова». Отметить в тексте: описание Обломовки; жизнь Илюши в доме родителей: распорядок дня; отношения в семье; восприятие окружающего мира; занятия родителей; начальное образование Илюши Обломова
Домашнее задание Познакомиться с сайтом «Изучаем роман «Обломов» (ссылка в Википедии)
Урок 2 «Сон Обломова» - мир заспанной и поэтической души. АНАЛИЗ ГЛАВЫ «СОН ОБЛОМОВА»
Сон как литературный приём Вспомните, в каких изученных вами произведениях присутствует сон героя? Каковы функции сна в художественном произведении?
Композиционная роль главы «Сон Обломова» делит роман на 2 части; создаёт идиллическую картину детства Обломова, раскрывая истоки его души
Описание Обломовки Чем была Обломовка для её жителей?
Описание Обломовки Обломовка – место идеальной, райской жизни для её обитателей.
Действительно ли Обломовка – райское место? Почему? Каким мы видим семилетнего Илюшу Обломова?
Действительно ли Обломовка – райское место? Почему? Каков распорядок дня в доме Обломовых? Чем занимаются родители? Каков идеал жизни обломовцев? Какие происшествия осложняли их жизнь?
Действительно ли Обломовка – райское место? Почему? Для чего было решено дать Илюше образование? Как проходило его обучение? Каковы были его результаты?
Анализ эпизода «Игра в снежки» Почему глава «Сон Обломова» заканчивается живой картиной игры Илюши в снежки?
Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Постарайтесь найти положительные и отрицательные моменты жизни в Обломовке, выделяя три аспекта повествования: отношение обломовцев к миру, природе и человеку; философия жизни; принципы воспитания ребёнка
Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Картина мира (+) Единение людей с природой и друг с другом. Картина мира (-) Отгороженность обломовцев от внешнего мира, страх перед ним.
Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Философия жизни (+) Размеренная, спокойная жизнь, без забот и происшествий. Нет места злу. Философия жизни (-) Жизнь – механическое повторение еды и сна. Неумение трудиться. Отношение к труду как к наказанию, надежда на «авось».
Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Принципы воспитания ребёнка (+) Любовь родителей к Илюше. Формирование поэтического начала в ребёнке при помощи сказок, фольклора. Принципы воспитания ребёнка (-) Излишняя опека, совершенно ограждающая от деятельности. Сказки рождают пустые мечты о чуде, о том, что всё можно получить без труда. Отсутствие положительного примера родителей, воспитание «по-обломовски»
Н. А. Добролюбов об Обломове «В чём черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А. В. Дружинин об Обломове «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и всё-таки поэтической Обломовки свободен от нравственных болезней… Ребёнок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребёнка…»
Критики об Обломове Кто из критиков прав, на ваш взгляд? Почему?
Домашнее задание Прочитать 1-4 главы II-й части романа. Составить таблицу «Штольц и Обломов. Сравнительная характеристика» : Методы воспитания; Образ жизни; Норма жизни; Что сближает Обломова и Штольца?
Урок 3 Обломов и Штольц СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ
Обломов и Штольц А что я такое? Обломов – больше ничего. Вот Штольц – другое дело, Штольц – ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой. И. А. Гончаров. Обломов
Обломов и Штольц Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца. Н. А. Добролюбов Что такое обломовщина?
Обломов и Штольц Сравнительная характеристика МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Обломов и Штольц Сравнительная характеристика ОБРАЗ ЖИЗНИ
Обломов и Штольц Сравнительная характеристика НОРМА ЖИЗНИ
Обломов и Штольц Сравнительная характеристика Что сближает Обломова и Штольца ?
Домашнее задание Прочитать III-ю часть романа, подготовиться к тестированию.
Урок 4 Тема любви в романе ОБЛОМОВ И ОЛЬГА ИЛЬИНСКАЯ
«Обломов» – роман о любви
«Обломов» - роман о любви Входят ли в обломовский идеал жизни картины семейного счастья? Как произошла встреча Обломова с Ольгой? С какой целью Штольц познакомил Обломова и Ольгу?
«Обломов» - роман о любви Изменился ли Обломов, познакомившись с Ольгой?
«Обломов» - роман о любви Какие планы родились в уме Ольги после знакомства с Обломовым?
Анализ любовных сцен романа Признание в любви (II- 5) Встречи в парке. Ветка сирени. Надежды и разочарования (II- 6, 7, 8) Свидание на горе (II- 9)
Анализ любовных сцен романа Письмо Обломова Ольге (II - 10) Свидание в Летнем саду (III – 5) Разлив Невы, снятие мостов (III -6) Приезд Ольги на квартиру к Обломову (III-7) Разрыв Обломова с Ольгой (III- 11)
Чувства Обломова Обломов вдруг жаждет «слёз, страсти, охмеляющего чувства». Он любит глубоко и искренне, но любовь для него – составная часть обломовского идеала жизни, «вечное и ровное течение чувства». Любовь пробудила Обломова ото сна, но не изменила сущности его характера.
Чувства Ольги Любовь Ольги можно назвать «педагогической», «благотворительной». Она тоже искренне и глубоко любит Обломова, но роль «спасительницы» побеждает в ней просто любящую девушку. Понимает, что любила будущего, возрождённого Обломова.
Выдержали ли герои испытание любовью? Кто виноват? В чём причина разрыва между героями?