ИНТЕНСИФИКАЦИЯ НАГРУЗКИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ КАК ВОЗРАСТАЮЩИЙ ФАКТОР РИСКА ДЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Абдуллаев Юрий Геннадьевич, председатель Алтайской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ
МОНИТОРИНГ ИНТЕНСИФИКАЦИИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В 2013 г. Профсоюз работников народного образования и науки РФ провел мониторинг в 15 регионах России Число респондентов – 7263 педагога Регионы-участники: г. Москва, Мурманская, Астраханская, Архангельская, Новгородская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Забайкальский и Хабаровский края, Республика Марий Эл
ВРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ (ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ) Аудиторные занятия по предмету 24 часа (1,3 ставки при норме 18 часов) Подготовка к урокам 31 ч. Обеспечение учебного процесса 9 ч. Отчетность и документы 4 ч. Внеурочная работа с детьми 4 ч. Совещания и метод работа 9 ч.
НАГРУЗКА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ В СРЕДНЕМ ПО РОССИИ (ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ) Аудитор- ная 24 ч. Не- аудиторная 57 ч. 81 ч. Итого общая занятость учителя составляет с учетом 1 выходного 13,5 часов в день
ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ 1. Работа по подготовке и обеспечению учебного процесса (подготовка к урокам (планы, конспекты); проверка письменных работ; заведование учебным кабинетом; составление рабочих программ) 2. Внеурочная работа с учащимися (индивидуальная работа с отстающими и одаренными, руководство кружком или факультативом; внеклассные мероприятия; экскурсионная и иная внешкольная работа с учащимися; сопровождение олимпиад, конкурсов, фестивалей. 2. Классное руководство. 3. Организационно-педагогическая деятельность (педагогические советы, методические совещания, семинары; методическая работа, самообразование, посещение уроков; работа с родителями; родительские собрания; оформление личных дел учащихся, аттестатов, выпускные вечера; составление требуемых отчетов, электронный журнал, использование информационных и образовательных ресурсов; отслеживание динамики индивидуального развития учащихся и др., повышение квалификации).
«БУМАЖНАЯ ПУРГА...» Особую тревогу вызывает тот факт, что учителя уделяют на индивидуальную работу с детьми времени столько же, сколько и на заполнение отчетов и документов – по 4 часа в неделю «Школа сегодня превратилась в место, где дети мешают педагогам работать с документами» Е.А. Ямбург
ПРИЧИНЫ УХУДШЕНИЯ СИТУАЦИИ 1. Низкие базовые ставки (оклады) педагогов. 2. Оптимизация штатных расписаний (т.н. снижение «неэффективных расходов»). 3. Классное руководство. 4. Нехватка педкадров. 5. Увязка стимулирующей части оплаты труда с участием в конкурсах, проектах, олимпиадах и пр. 6. Рост документооборота и формальных требований со стороны проверяющих.
«НАША ЗАДАЧА – СОЗДАТЬ ПЕДАГОГАМ УСЛОВИЯ ТРУДА, ДОСТОЙНЫЕ ИХ ВЫСОКОЙ МИССИИ. ЭТО КОЛОССАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – УЧИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, ОТДАВАТЬ СЕБЯ ШКОЛЕ. У УЧИТЕЛЕЙ, КАК И У ВРАЧЕЙ, НЕТ ПРАВА НА ОШИБКУ. И ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ ПЕДАГОГИ МОГЛИ ПОЛНОСТЬЮ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА РАБОТЕ, ИМЕЛИ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ»