«С ОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ » (8 КЛАСС )
Ц ЕЛИ УРОКА познакомить учащихся с основными элементами составного именного сказуемого; со способами выражения именной части, научить находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части, разграничивать простое глагольное сказуемое. Выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть, пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации.
П ОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «В ИДЫ СКАЗУЕМОГО » Виды Способ выражения Примеры Простое глагольное сказуемое Выражено глаголом в форме одного из наклонений Сейте разумное, доброе, вечное. Еще я долго буду петь. Составное глагольное сказуемое Состоит из вспомогательного слова и неопределенной формы глагола По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. Я был бы рад помочь вам.
Т ЕКСТ С ЗАДАНИЕМ Выписать из текста предложения в таком порядке: сначала с простым глагольным сказуемым, затем с составным. 1. Силу и бодрость дает природа. С нею умеем мы дружить. Пусть пролетает год за годом, Молодость в сердце будет жить.
2. Путь каменист. И скалы стали строже. Ты турист. Ты все осилить можешь, Ты можешь справиться с бурей любой.
Н ОВЫЙ МАТЕРИАЛ Вид Способ выражения Примеры Составное именное сказуемое Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) Она была не тороплива, не холодна, не говорлива. Слово – серебро, молчание – золото.
Н ОВЫЙ МАТЕРИАЛ В какой части составного именного сказуемого выражается основное лексическое значение? А в какой части заключается его грамматическое значение (наклонение, время)? Вывод: грамматическое значение в составном именном сказуемом выражается глаголом- связкой, а лексическое – именной частью (существительным, прилагательным, наречием и др.). Далее знакомство с теоретическими сведениями учебника
Т РЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Д ОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Спишите текст, подчеркните в предложениях составное именное сказуемое. Определите, какие прилагательные в роли сказуемого обозначают временный признак, а какие – постоянный. Подчеркните качественные прилагательные одной чертой, а относительные – двумя. На севере Лес бе…конечный, могучий, грозный. Лесные великаны сходят к самой воде и купают в ней свои ветви. Тиха и прозрачна водная поверхн…сть. (Не)ласков северный климат. Арктический воздух суровый, холодный. Изменчива …десь погода. Изменчиво и …дешнее небо. Вот оно засв…тилось, и заиграли над головой ж…лтые, пурпурные, фиолетовые сполохи полярного сияния.
Д ОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Перепишите предложения, устраняя ошибки в употреблении составного именного сказуемого. 1) В годы войны мой отец был танкист. 2) А. П. Гайдар – один мой любимый писатель. 3) Наша гимназия просторна и светлая. 4) В полдень зной становится (не)стерпимым. 5) Фильм оказался (не)интересный. 6) Купание полезное для здоровья.
Д ОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Выберите полную или краткую форму прилагательных, соответствующую контексту. Запишите предложения. 1) (Тихая, тиха) украинская ночь. 2) Луна в облаках (далекая, далека), (хорошая, хороша). 3) Утро было (прохладное, прохладно), (росистое, росисто). 4) Болото это (топкое, топко), его люди боятся. 5) (Нелюдимое, нелюдимо) наше море, день и ночь шумит оно.
Т ЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ Отметьте предложение с составным именным сказуемым. 1 вариант А) А потом все пошло по-старому. Б) Я решился предоставить все выгоды Грушницкому. В) Четыре делится на два без остатка. Г) Она вернулась с курорта окрепшей и спокойной. 2 вариант А) Был я в то время студентом в провинциальном университете. Б) Возьмите научите ее танцевать. В) Малышка перестала плакать. Г) Я буду делать по совести.
П РОВЕРЬ СЕБЯ Ответы: 1 вариант – г, 2 вариант – а.
Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ