Джеймс Добсон «Не бойтесь быть строгими» Классический бестселлер для нового поколения родителей и учителей Презентацию подготовила учитель начальных классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Адаптация- привыкание, вписывание человека в какую – то среду. Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются: 1. Формирование.
Advertisements

Как воспитать у ребенка ответственность? Педагог-психолог Трухнина Г.В.
L/O/G/O Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.
Золотые правила воспитания Общение - суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами -это.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. Семья – один из шедевров природы. Д.И. Писарев.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Тест для родителей 1. Гордитесь ли вы тем, что ваш ребенок уже с детства был аккуратным? 2. Поощряете ли вы его, когда он приносит хорошую оценку? 3. Умеете.
Анкета для родителей "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии" Подготовила Н.А. Кузнецова.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»
Родительское собрание на тему: «Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться».
Родительское собрание на тему: «Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться».
Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления.
Поступки – плоды помыслов. Будут разумны помыслы – будут хорошие поступки. Грасиа-и-Моралес Бальтасар.
Мотивация к обучению: как сформировать у школьника желание учиться?
И с к у с с т в о хвалить и наказывать. «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним». (И. Песталоцци)
Родительское собрание на тему:. Поговорим о воспитании, обменяемся мнениями, сделаем определенный вывод. И посмотрим, что же думают ваши дети об этом,
Языки любви 1.Слова поощрения 2.Время 3.Подарки 4.Помощь 5.Прикосновения.
1.Вы всегда стучите перед тем, как войти в комнату вашего ребенка? А) да -3; Б) иногда - 2; В) нет -1.
Тема родительского собрания: «Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка»
Родительское собрание во «» классе Тема: «Первая оценка и как к ней относиться»
Транксрипт:

Джеймс Добсон «Не бойтесь быть строгими» Классический бестселлер для нового поколения родителей и учителей Презентацию подготовила учитель начальных классов УВК 100 г.Днепропетровск Куприй Людмила Петровна

Джеймс Добсон является основателем и президентом благотворительной организации «В фокусе семья», деятельность которой посвящена сохранению семьи и дома. Его международная радиопередача «В фокусе семья» транслируется более чем на 2000 радиостанций по всему миру.

Д-р Добсон один из признанных выдающихся американских деятелей в вопросах семьи и брака, проповедник, практикующий психолог в штате Калифорния, педагог, а также ­терапевт по вопросам консультирования семейных пар и детей в штате Колорадо. Кроме того, он почетный доктор правоведения, гуманитарных наук и литературы многих престижных университетов.

Он и его жена Ширли являются родителями двоих взрослых детей Райана и Дианы. Подход доктора Добсона к воспитанию детей стоит на твердом основании традиционной иудео- христианской системы ценностей, проверенной тысячелетиями. Суть которой в том, что здоровые и счастливые дети, как правило, вырастают в семьях, где родители нашли золотую середину между любовью и дисциплиной. Но если баланс нарушается в одну или другую сторону, то в жизни детей, судьбы которых вверены в наши руки, возникают проблемы.

Книга "Не бойтесь быть строгими" была написана в 1970 году, недавно Добсон полностью пересмотрел и расширил версию прежней, ставшей классической работы. Основная ее цель - в воспитании детей любовь не должна отвергать строгость, а строгость применяться без любви. Книга состоит из размышлений автора по проблемам воспитания в разные периоды развития ребенка и ответов на многочисленные вопросы читателей и слушателей.

Бывают ли идеальные дети, которых ну совершенно не за что наказывать? Возможно, есть и такие, но их очень немного, большинство малышей все же любят пошкодить и сделать что-то недозволенное. Как быть в таких случаях – наказывать или нет?

Джеймс Добсон утверждает, что все общественные беспорядки в мире сегодня происходят от того, что родители отошли от постулатов по поводу наказаний, изложенных в Ветхом и Новом заветах. Он возражает против отмены в некоторых странах законом телесного наказания, полагая, что это станет печальным событием для семей.

Самым серьёзным упущением в нашем обществе вседозволенности является неспособность связать два фактора – поведение и последствия. поведениепоследствия

Допустимы ли физические наказания вообще? Вопрос непростой. Ведь есть примеры родителей, которые не могут справиться со своим распоясавшимся отпрыском, боятся проявить строгость и в итоге идут у него на поводу.

Джеймс Добсон полагает, что природа специально создала в нижней части тела ребенка место, на которое следует воздействовать в случаях откровенного неповиновения.

По мнению Дж. Добсона, в некоторых ситуациях, допустимо применение крайних мер воздействия на ребенка, вплоть до причинения ему физического дискомфорта. Многие дети нуждаются именно в физическом наказании за непослушание.

Это ситуации, когда ребенок своим намеренным непослушанием бросает вызов власти и авторитету родителей. Т.е. специально нарушает запрет родителей, чтобы «посмотреть, что из этого выйдет».

Наказывающая рука должна быть доброй, поэтому Д. Добсон рекомендует пользоваться розгами или хворостиной, рука же пусть остается средством выражения любви. Но телесное наказание должно быть редким, но метким.

При этом родителям важно быть уверенными в том, что непослушание ребенка не проистекает из другого источника обиды на несправедливые, по мнению ребенка, действия родителей, чувства отверженности и неприятия и др.

Наказывать можно уже с 18 месяцев. От большей части телесных наказаний следует отказаться до школьного возраста, т.е. до 6 лет), резко сократить и прекратить вовсе в возрасте от 10 до 12 лет. А вот подростков лучше не бить.

Наказывать физически имеет право родитель уравновешенный и эмоционально сдержанный.

Запаситесь терпением, придумывайте разнообразные способы отвлечения и переключения внимания ребёнка

Пять принципов, лежащих в основе разумного воспитания детей. 1. Воспитание уважения к родителям – важный фактор в отношениях с детьми. Главная цель воспитания ребёнка состоит в завоевании и сохранении уважения.

2. Самая благоприятная возможность для общения возникает после дисциплинарного воздействия. Ничто так не сближает членов семьи, как решительная победа мамы и папы после брошенного вызова со стороны ребёнка.

Родительское тепло после наказания исключительно важно для демонстрации того, что родители отвергают не самого ребёнка, а его поведение, что плох его проступок, а не он сам. Чтобы расти уверенным в себе, гармоничным человеком, он должен знать, что родители его всегда любят несмотря ни на что.

3. Контроль без нотаций (если возможно).

4. Не балуйте ребёнка чрезмерными материальными благами. Награды и подарки, которые достаются слишком легко, никогда не ценятся, сколько бы они не стоили для того, кто их покупает.

Вы фактически лишаете его удовольствия, когда даёте ему слишком много (принцип насыщения). Человек получает удовольствие, когда он удовлетворяет свою серьёзную нужду в чём-то. Если нужды нет, то нет и удовольствия. (Стакан воды стоит дороже золота для человека, который умирает в пустыне от жажды.)

Если вы никогда не позволите ребёнку сильно желать чего-то, он никогда не познает радость получения, у такого ребёнка нет шанса к чему-то стремиться и чего-то желать, мечтать и думать об этом день за днём.

Мечта должна быть... не очень достижимой. Тогда она двигает.

5. Найдите золотую середину между любовью и дисциплиной.

5 ПРИНЦИПОВ РАЗУМНОГО ВОСПИТАНИЯ НЕМЕДЛЕННОЕ ПООЩРЕНИЕНАКАЗАНИЕ СРАЗУ ЗА ПРОСТУПКОМ«ПРИНЦИП УГАСАНИЯ»НЕ ДОПУСКАТЬ МАНИПУЛИРОВАНИЯ«ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА»

Правильные Действия: 1. Система наказаний должна быть продуманной. Родители должны знать, в каких случаях они будут прибегать к наказаниям, быть уверенными в своих действиях. Наказания должны быть различными в зависимости от серьезности проступка. 2. Наказания должны «срабатывать». Правильно выбранное наказание предполагает лишение ребенка чего-то им желаемого, и не требует от родителей ни повышенного тона, ни угроз, ни многословных упреков. Наказание должно создавать неудобство прежде всего для ребенка, а не для его родителей.

3. Система наказаний должна быть ясной и понятной ребенку. Он должен заранее знать, что те или иные его проступки повлекут за собой определенные наказания. Принцип справедливости не должен нарушаться. 4. Наказывая ребенка, родители должны быть последовательны. Кроме того, их собственное поведение не должно противоречить декларируемым правилам. Иначе ребенок не захочет им подчиняться.

5. Помимо наказаний должна существовать и система поощрений за «хорошее» поведение. Если «хорошие» поступки ребенка остаются без должного внимания со стороны родителей, ребенок стремиться привлечь к себе внимание «плохими». 6. После любого наказания должно последовать примирение. Ребенок, тем более маленький ребенок, должен получить подтверждение любви родителей. Это время также хорошо использовать для дополнительных разъяснений смысла понесенного им наказания.

СИСТЕМА НАКАЗАНИЯ С.Н. ПРОДУМАННОЙС.Н. «СРАБАТЫВАТЬ»С.Н. ПОНЯТНОЙС.Н. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙПООЩРЕНИЕПРИМИРЕНИЕРАЗЪЯСНЕНИЕ

Сложность воспитания как раз в том и состоит, чтобы уравновесить строгость с любовью Строгость Любовь

Совершил проступок понесешь наказание, сделал что-то хорошее будешь вознагражден. Порядок и Правила дают ребенку чувство безопасности и стабильности внешнего мира. Это чувство очень важно для нормального развития их психики. Вот почему дети негодуют, если взрослые сами нарушают созданные ими самими правила или забывают/ленятся следовать им со всей последовательностью.

Дети проверяют «прочность» родительских запретов, стремясь выйти за рамки дозволенного. Для них это опыт освоения мира, открытия дополнительных собственных возможностей, следующий шаг к обретению самостоятельности.

А для родителей это испытание их педагогических способностей и их умения подчинить себе маленьких нарушителей спокойствия.

Выработка навыков ответственного поведения и самодисциплины Чтобы усилить чувство ответственности ребёнка имеются вполне эффективные методики. «Закон закрепления» желаемых результатов. Поведение, которое позволяет получить желаемые результаты, будет повторяться.

Принципы, которые максимально повышают эффективность метода. 1. Ребёнок должен получить награду немедленно. Немедленное поощрение желательного поведения является ключом к успеху закрепления результатов. Наказание должно последовать сразу за проступком, пока ребенок еще помнит его и осознает происшедшее. Детская память довольно короткая, поэтому запоздавшее «наказание ни за что» никакого воспитательного эффекта не принесет.

Принципы, которые максимально повышают эффективность метода. 2. Поощрение необязательно должно быть финансовым и материальным. Всё, что считается желанным для обучаемого, можно использовать в качестве закрепления необходимого поведения.

Принципы, которые максимально повышают эффективность метода. Похвала, искренний комплимент, особенно если в присутствии других детей, объятия, развлечение, удовольствие и просто внимание.

Принципы, которые максимально повышают эффективность метода. 3. Принцип угасания. Практически любое поведение, которого ребёнок достиг посредством принципа закрепления, может быть аннулировано, если награду не давать ребёнку достаточно длительное время. Если не закреплять определённый вид поведения, человек от него отвыкает. Этот принцип важен в избавлении от нежелательного поведения.

Даже если какой-либо вид поведения исчез в течении одного дня, скорее всего, на следующий он возвратится (спонтанное восстановление). Это угасшее поведение будет возвращаться каждый день. Последующее угасание будет происходить ещё быстрее, чем накануне. На его полное устранение может потребоваться значительное время.

Принципы, которые максимально повышают эффективность метода. 4. Родители и учителя также подвержены действию закона закрепления. Иногда дети воспитывают взрослых, закрепляя определённые виды их поведения и заставляя другие угаснуть (манипулирование)

Принципы, которые максимально повышают эффективность метода. 5. Родители часто закрепляют нежелательное поведение ребёнка и погашают поведение, которое они ценят, разрешив ему получить то, чего он требует.

Родители должны: внимательно следить за тем, какой вид поведения они желали бы закрепить в своём ребёнке развивать самодисциплину и терпение следить за тем, чтобы средства закрепления и угашения использовались для воспитания ответственного и зрелого поведения.

Ребёнок повторяет такое поведение, которое он считает успешным. Когда родители видят в своём ребёнке качества характера, которые им не нравятся, они должны научить его другим, необходимым качествам, позволив хорошему поведению взять верх, а плохому потерпеть поражение.

Этапы программы выработки навыков ответственного поведения у детей от 4 до 8 лет 1. В таблице перечислить некоторые обязанности и тип поведения, которые родители хотели бы развить в своём ребёнке. Каждый вечер над поставленной задачей нужно прикреплять цветные (желательно красные) кружочки или звёздочки. Можно раскрашивать клеточки фломастером, но в любом случае ребёнку нужно позволить самому вести счёт своим успехам.

2. За каждую демонстрацию хорошего поведения каждый день следует выдавать по 1 гривне. Но если за один день допущено три промаха, ребёнок не получает ни копейки.

3. Поскольку ребёнок может заработать деньги, у родителей появляется отличная возможность научить его тому, как ими распоряжаться.

4. Список поступков, которые поощряют родители, не остаётся постоянным. Каждый месяц вывешивается новый список, и ребёнок сам может высказать предложения по его обновлению.

Результаты Приобретение привычек желательных форм.

Его приучают жертвовать на благородные и нужные цели.

Он начинает понимать концепции экономии.

Он учится сдерживать и контролировать эмоциональные импульсы.

Он знакомится с ценностью денег и с тем, как следует ими распорядиться с мудростью.

Для подростков 1. Определите, что может заинтересовать подростка в качестве стимула.

2. Оформите свою договоренность. Отличным средством установления общей цели может быть соглашение, оно подписывается подростком и родителем.

Принципы эти универсальны и эффективны, а методы применения могут быть самыми разными. Можно придумать целый список дел и оценить их баллами в соответствии с ценностями в вашей семье. Важно отметить, что баллы можно заработать только в духе сотрудничества и потерять в случае сопротивления.

Можно нарисовать схему в виде температурного столбика с обозначением баллов внизу. Наверху поставьте отметку в баллов рядом с изображением плейера или какой-то другой целью. ! ! ! Каждый день нужно подсчитывать полученные результаты и отмечать повышение температурного режима красным цветом в виде набранного количества баллов. ! ! !

Система не является неизменной. Её следует адаптировать к своим условиям, возрасту и уровню зрелости своих детей.

3. Установите методы немедленного поощрения. Помните, что быстрое закрепление достижений даёт наилучшие результаты. Однако не давайте своему ребёнку награду, если он её не заработал. (Система закрепления результатов станет неэффективной). Не отказывайтесь и не откладывайте выполнения своего обещания, если сын или дочь выполнили свою часть соглашения.

Дисциплина в обучении Во взаимоотношениях взрослых с детьми очень важна дисциплина, выраженная, в послушании, уважении и ответственности. Школы должны обеспечить себя соответствующей структурой и дисциплиной, чтобы потребовать определённого поведения от своих учащихся, должны быть безопасным местом для учеников и учителей.

Это важно не только для процесса обучения, но и потому, что одной из целей образования является подготовка молодых людей к жизни.

Существует ещё один аспект дисциплины, связанный с развитием интеллектуальных способностей и морального характера.

Серьёзную озабоченность вызывают миллионы детей, которые не успевают в школе. Это «жертвы обучения», которые не могут или не хотят взять на себя интеллектуальную ответственность, предназначенную для них.

Барьеры в обучении Родителям следует внимательно присмотреться к своим детям, чтобы как можно раньше обнаружить признаки этих качеств.

3 основные категории неуспевающих учеников Дети с запоздалым развитием Развиваются медленнее, чем другие. Через некоторое время могут благополучно «догнать» своих сверстников. Малоспособные Неспособны быстро схватывать материал. Время не изменит ситуацию. Работающие ниже своих способностей, т.е. вполсилы Не успевают, несмотря на то, что они могут справиться с поставленными задачами

Чтобы определить к какой категории относится тот или иной ребёнок необходимо определить коэффициент умственного развития ( IQ )

Дети с запоздалым развитием Одним из критериев, по которым определяют начало учёбы ребёнка в школе, считают его возраст. Но шестилетние дети сильно отличаются друг от друга по степени своего развития. Некоторые из них ранние и более смышлёные, а другие – обыкновенные малыши.

Дети с запоздалым развитием Более того, мальчики, как правило, примерно на полгода отстают в своём развитии от девочек.

Дети с запоздалым развитием Незрелость влечёт за собой общественные и интеллектуальные осложнения. 1. Существует множество наследственных, экологических и физических факторов, влияющих на развитие интеллекта.

Дети с запоздалым развитием 2. Одна из причин отставания ребёнка в школе может быть связана с отсутствием в его организме органического компонента, называемого миелин. При рождении нервная система ещё не обросла плёнкой из миелина. Постепенно беловатое вещество (миелин) начинает покрывать нервные волокна, делая возможным контролируемые мускульные действия. Миелинизация нервных волокон у ребёнка может и не завершиться к шести годам.

Дети с запоздалым развитием 3. В результате отсутствия интеллектуальной стимуляции в первые годы жизни ребёнка.

Дети с запоздалым развитием Помочь ребёнку с запоздалым развитием очень просто. Его не следует отправлять в 1 класс по достижении им определённого возраста, а только тогда, когда это будет рекомендовано с точки зрения неврологических, социальных и педиатрических показателей (отборочные тесты). Он может либо провести ещё один год в подготовительной группе, либо остаться дома для развития и достижения необходимого уровня зрелости (или в крайнем случае на второй год в 1 классе),чтобы ввести его в круг детей с соответствующим уровнем развития.

Малоспособный ученик У него серьёзные проблемы с академической дисциплиной возникают в результате неспособности быстро схватывать материал, как остальные его сверстники. Чтобы понять малоспособного ученика, нужно обратиться к разным категориям коэффициента умственного развития.

Слегка затемнённый сегмент в центре показывает «обычный уровень» интеллектуального развития, который оценивается от 90 до 110 баллов. Согласно тестов 50% всех людей находятся в этом диапазоне. Примерно 2% всех взрослых и детей - «одарённые» люди. Около 3% - «умственно отсталые».

Малоспособных детей в школах примерно одна четвёртая от общего количества. Малоспособный – это ребёнок, который «сделал бы, если бы смог, но не может». Главное отличие неспособного ученика от ребёнка с запоздалым развитием состоит в следующем: время не изменит эту ситуацию.

Что делать? 1. Научить их читать, даже если для этого понадобятся занятия один на один с учителем.

2. Малоспособных детей нужно оградить от разрушающего воздействия поражения (*учебные цели, недоступные для них, должны быть переориентированы; *выставлять требования, с которыми он в состоянии справиться; *хвалить, когда он прилагает к учёбе максимум усилий…).

Малоспособный ученик 3.Помните, что успех порождает успех. Самой лучшей мотивацией для малоспособного ученика будет осознание того, что он преуспевает.

Дети, выросшие без родительского внимания, скорее всего будут малоспособными учениками. Если родители хотят, чтобы их дети были способными, нужно: * подолгу разговаривать с ними с самого младенческого возраста; * рядом с детской кроваткой поставить интересные движущиеся и мигающие игрушки;

Если взрослые люди покажут, что они в него верят, он скорее всего, тоже будет уверен в себе.

* давать интересные книги и материалы, читать их и отвечать на его вопросы…

* ДАВАТЬ ИГРЫ, пазлы для развития сенсорного аппарата…

* ходить в зоопарк, цирк и другие восхитительные места…

Следует с самого начала и на протяжении всего раннего возраста организовывать учебный и познавательный процессы, т.е. стимулировать интеллектуальную деятельность, не оказывая давление.

Работа ниже способностей Ребёнок, работающий ниже своих способностей, не успевает, не смотря на то, что он может справиться с поставленными задачами. Такой ребёнок может иметь IQ = 120 баллов и выше, но в его табеле будут преобладать неудовлетворительные оценки

Работа ниже способностей Для академических успехов необходимы 2 обязательных условия: * интеллектуальная способность; * самодисциплина. Способный ребёнок может обладать, а может не обладать самоконтролем, необходимым для того, чтобы изо дня в день справляться со своими обязанностями.

Работа ниже способностей Большая часть учеников, которые не используют свои способности сполна, становятся пожизненными неудачниками. Это часто ленивые, безвольные и неорганизованные люди во всём, что ни делают.

Что делать? 1. Родителям следует самим проявить заинтересованность в учёбе. 2. Родители должны знать, что происходит в школе, что ребёнку задано и как должно выглядеть выполненное задание. 3. Родители должны оказывать поддержку в тех областях, где нужна только самодисциплина. 4. Применить «закон закрепления». 5. Систематически контролировать ребёнка пока он «не втянется» в учебный процесс.

Когда мама с папой постоянно помогают, поддерживают, вдохновляют и хвалят за хорошую работу, у ребёнка, как правило, учёба улучшается.

Детям нужно научиться самодисциплине и ответственному поведению. Им нужно помочь, их нужно научить, как справиться с задачами и обязанностями в жизни. Они должны овладеть искусством самоконтроля; понять, что каждый их поступок вызывает неминуемые последствия. Дети учатся тому, чему их учат.

Слово к мамам Простые советы помогут женщинам справиться с грузом проблем: 1. Выделите какое-то время для себя. Очень важно в списке приоритетов найти для себя место: заняться спортом, красотой, прогуляться по магазинам или просто провести день так, как захочется. От вашего периодического отдыха выиграет вся семья.

2. Не ложитесь костьми там, где вы ничего изменить не можете. Первый принцип психического здоровья сводится к умению принять неизбежное. 3. Не пытайтесь разрешить серьёзные проблемы поздно ночью. 4. Составьте список дел. Преимущества составления списка: а) Вы знаете, что ничего не упустите; б) Вы уверены, самые важные дела будут выполнены в первую очередь; в) Вы сможете вычеркнуть из списка сделанные дела.

5. Ищите Божьей помощи.

Доктор Джеймс Добсон в своей книге «Не бойтесь быть строгими» дает матерям прекрасный совет: «Научиться быть свободной, предоставляя больше свободы своему ребенку». Мудрость родителей заключается в том, чтобы научить ребенка преодолевать трудности, самому решать проблемы и нести ответственность за свои поступки.

Воспитание не должно отменять и вступать в противоречие с любовью к ребенку. Дж. Добсон в своей книге «Не бойтесь быть строгими» так описывает основное послание родителей расшалившемуся ребенку: «Мы слишком любим тебя, чтобы позволить тебе вести себя таким образом».

«Когда ребенок спрашивает, кто отвечает за ту или иную ситуацию, ответьте ему. Когда он спрашивает, кто любит его, обнимите его и окружите любовью и интересом. Проявляйте к нему уважение и ждите к себе такого же взаимоотношения. И тогда вы начнете радоваться сладким плодам сведущего выполнения родительского долга». Джеймс Добсон

Д. Добсон написал много полезных книг по воспитанию детей, подростков, супружеской жизни. Названия книг сами говорят за себя: «Иметь мужество наказывать» «Прятаться или искать?» «Чему жены хотели бы научить мужей?» «На пороге переходного возраста» «Разговор по душам с мужьями и женами» «Трус не может быть отцом» «Любовь не шутка»

Хотелось бы привести изречения наших знаменитых предшественников: Всякий разумный человек наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь. (Сенека) Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью – самое отвратительное явление в человеке. (К. Д. Ушинский) Если дисциплина начинается на второй день жизни, вы опоздали на целый день. (доктор Билл Слоунекер) Тот, кто не наказывает зло, позволяет ему господствовать. (Леонардо да Винчи)

Эзоп сказал: «Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой». Пусть это старинное мудрое изречение станет вашим девизом, и тогда, может быть, многое изменится.

ЗА ВНИМАНИЕ ! ! !

Список использованных источников: boytes.html D0%9D%D0%9A%D0%98%20%D0%B4%D0%96%D0%95%D0%99%D0%9C%D0%A1%20%D 0%94%D0%9E%D0%91%D0%A1%D0%9E%D0%9D&stype=image&lr=141&noreask=1&sou rce=wiz D0%9D%D0%9A%D0%98%20%D0%94%D0%95%D0%A2%D0%95%D0%99&stype=image&l r=141&noreask=1&source=wiz