Проект по культурно- гигиеническим навыкам «Водичка, водичка умой мое личико» Первая младшая группа «Вишенка» подготовили воспитатели: Малинова Н.В. Казанцева О.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 18 г. Йошкар-Олы «Изюминка»» »
Тема: «Водичка, водичка умой мое личико» Вид: краткосрочный. Тип: игровой. Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, младший воспитатель, родители. Срок реализации : 2 недели (20 января 2014 года – 31 января 2014 года).
Актуальность проекта. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приёма пищи, не умеют одеваться – раздеваться. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приёма пищи, не умеют одеваться – раздеваться. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Воспитание у детей младшего дошкольного возраста культурно - гигиенических навыков в игровой форме. ЗАДАЧИ: 1. Формировать культурно - гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста; 2. Закрепить представления о правилах личной гигиены, уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур; 3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными; 4. Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета); 5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитательно-образовательный процесс. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ культурно-гигиенические навыки ГИПОТЕЗА: Гигиенические навыки у детей будут сформированы, если будут созданы следующие условия: будет разработан план мероприятий направленный на понимание важности заботы о собственном здоровье; будут привлечены родители к совместной работе по формированию гигиенических навыков; будут разработаны и внедрены в жизнь группы правила «Как нужно мыть руки». ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Воспитание у детей младшего дошкольного возраста культурно - гигиенических навыков в игровой форме. ЗАДАЧИ: 1. Формировать культурно - гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста; 2. Закрепить представления о правилах личной гигиены, уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур; 3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными; 4. Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета); 5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитательно-образовательный процесс. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ культурно-гигиенические навыки ГИПОТЕЗА: Гигиенические навыки у детей будут сформированы, если будут созданы следующие условия: будет разработан план мероприятий направленный на понимание важности заботы о собственном здоровье; будут привлечены родители к совместной работе по формированию гигиенических навыков; будут разработаны и внедрены в жизнь группы правила «Как нужно мыть руки».
НОВИЗНА : заключается в использовании новых подходов в организации работы по гигиеническому воспитанию ребенка. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Методические рекомендации для родителей по формированию у детей гигиенических навыков. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Внедрение методики проектной деятельности в образовательный процесс. НОВИЗНА : заключается в использовании новых подходов в организации работы по гигиеническому воспитанию ребенка. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Методические рекомендации для родителей по формированию у детей гигиенических навыков. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Внедрение методики проектной деятельности в образовательный процесс.
1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме. 2 этап. Основной: Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач. 3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта. 1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме. 2 этап. Основной: Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач. 3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
План работы над проектом Этапы ДетиПедагоги Родители Подготовительный Изучение литературы, подбор материального обеспечения, педагогическое наблюдение. Изучение литературы, подбор материального обеспечения, педагогическое наблюдение. Проводит диагностику. Организует предметно-развивающую среду. Изучение литературы, подбор материального обеспечения, педагогическое наблюдение. Основной Комплекс занятий : Пальчиковые игры: «Раз, два, три, четыре, пять», «Наши ладушки, ладошки», «Пальчик-с-мальчик». Подвижная игра «Тёпики», «Пузырь» и др. Сюжетно – отобразительная игра: «Купание куклы Маши» (предметы – заместители). Игровые ситуации – купание куклы, одевание зайчонка, совместная деятельность со взрослым. Игры с водой. Рисование «Платье для Машеньки», «Полотенце для Мишутки». Ситуативный разговор «Кукла Маша испачкалась». Разучивание потешки «Водичка, водичка…». Рассматривание иллюстраций, отражающих режимные процессы – умывание, купание, одевание. Режимный процесс «Обучение умыванию». Наблюдение за трудом младшего воспитателя. Совместные действия: уборка игрушек после игры. Исследовательская деятельность: опыты с водой (теплая, холодная, чистая, грязная). Слушание: «Пляска с платочками», «Пляска с куклами» нем. нар. плясовые мелодии, сл. А. Ануфриевой. Пение: «Ладушки», рус. нар. мелодия. Музыкально-ритмические движения: «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель. Чтение:О. Александрова «Умывалочка», А. Барто «Девочка чумазая» (отрывок), И.Токмакова «Тили, тили », К.Чуковский «Мойдодыр» (отрывок), Чтение потешки «Кто у нас хороший» и др. Изготовление мнемотаблицы «Водичка, водичка», алгоритм умывания. Консультация для родителей: «Воспитание гигиенических навыков и самостоятельности у детей 1 младшей группы», Режим дня как средство воспитания здорового ребенка». Анкетирование: « Культурно- гигиенические навыки вашего ребенка»?
Заключительный Дети рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы. Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании,кормлении. Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры. Описывает и анализирует работу над проектом. Представляет конспекты, планы и другие материалы. Проводит диагностику. Защита презентации по проекту на пед. совете Анкета для родителей Консультации для родителей Этапы ДетиПедагоги Родители
1 этап – подготовительный Деятельность педагога Деятельность детей Наблюдает за детьми. Проводит диагностику. Организует предметно-развивающую среду. Подбирает литературу, игры, иллюстрации. Рассматривают иллюстрации. Выполняют поручения. Играют. Деятельность педагога Деятельность детей Вводит в игровую ситуацию, формулирует проблему: «Кукла Маша испачкалась. Как ей помочь?» Организует занятия, беседы. Организует игры. Читает художественную литературу. Оказывает помощь детям при реализации замыслов. Привлекает родителей. Описывает и анализирует работу над проектом. Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы. Принятие решения: «Помочь кукле Маше: научить ее умываться, следить за внешним видом». С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания. Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений. 2 этап – основной План работы над проектом
Деятельность педагога Деятельность детей Описывает и анализирует работу над проектом. Представляет конспекты, планы и другие материалы. Проводит диагностику. Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы. Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении. Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры. 3 этап – заключительный
Виды детской деятельности Формы работы Двигательная Пальчиковые игры: «Раз, два, три, четыре, пять», «Наши ладушки, ладошки», «Пальчик-с-мальчик». Подвижная игра «Тёпики», «Пузырь» и др. Игровая Сюжетно – отобразительная игра: «Купание куклы Маши» (предметы – заместители). Игровые ситуации – купание куклы, одевание зайчонка, совместная деятельность со взрослым. Игры с водой. Продуктивная Рисование «Платье для Машеньки», «Полотенце для Мишутки». Коммуникативная Ситуативный разговор «Кукла Маша испачкалась». Разучивание потешки «Водичка, водичка…». Рассматривание иллюстраций, отражающих режимные процессы – умывание, купание, одевание. Трудовая Режимный процесс «Обучение умыванию». Наблюдение за трудом младшего воспитателя. Совместные действия: уборка игрушек после игры. Познавательно- исследовательская Исследовательская деятельность: опыты с водой (теплая, холодная, чистая, грязная). Музыкально- художественная Слушание: «Пляска с платочками», «Пляска с куклами» нем. нар. плясовые мелодии, сл. А. Ануфриевой. Пение: «Ладушки», рус. нар. мелодия. Музыкально-ритмические движения: «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель. Чтение художественной литературы Чтение:О. Александрова «Умывалочка», А. Барто «Девочка чумазая» (отрывок), И.Токмакова «Тили, тили », К.Чуковский «Мойдодыр» (отрывок), Чтение потешки «Кто у нас хороший» и др. Схема реализации проекта: «Водичка, водичка умой свое личико …»
Ожидаемые результаты для детей: Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков; Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений; Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым. Ожидаемые результаты для родителей: Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей; Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков; Укрепление связей между детским садом и семьёй. Ожидаемые результаты для воспитателей и младшего воспитателя: Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; Единство требований со стороны персонала группы; Изменить отношение педагогов к своему здоровью; Улучшение отношений между детьми; Укрепление связи с родителями.
Задачи воспитателей включенные в план воспитательно – образовательной работы по воспитанию КГН у детей 2-3 лет: 1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды). 2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. 3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого. 4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Лейся, чистая водичка, Ты умой мне чисто личико, Шейку, ручки умывай, Ничего не забывай! Мылом, мылом чисто мойся, Ни о чем не беспокойся. Мыло не кусается, просто умывается.
«Купание куклы Маши» - познавательная деятельность В ручейке вода струится В речке плещется вода. Мы под краном будем мыться, Без воды мы никуда. Моем руки, моем лица Мылом, щеткой и водой. Если ты не любишь мыться, Эту песенку не пой.
Закатываем рукава Берем мыло и намыливаем руки Смываем мыло водой «Водичка, водичка у мой мое личико» Закатаем рукава, Открываем кран - вода. Моем глазки, моем щечки, Моем уши и ладошки! Посмотрите, крошки, На свои ладошки. Ах, какие ладошки! Чистые ладошки!
Вытираем руки полотенцем Вешаем полотенце обрат но Мыло-мыло, душистое мыло, Чисто моет, чисто стирает. От мыла чистые щечки, Чистые ручки и чистые платочк и!
Опыты с водой А купаться я люблю, Плаваю как рыбка. Вот чуточек подрасту Океан себе куплю!
РИСОВАНИЕ: « ПОЛОТЕНЦЕ ДЛЯ МИШКИ »
Эффективность: Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3- го года жизни - стремление к самостоятельности. В своей работе, по формированию культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение играм. Это создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно – гигиенических навыков.
Вывод: Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателям в беседах с родителями следует подчёркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок выполнения всех действий, чётко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Так как основой полноценного физического развития ребёнка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т.е. освоению основ культуры гигиены. Поэтому, формирование у детей культурно-гигиенических навыков, является одной из важнейших задач воспитания. Для того, чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: 1. непрерывность воспитательного процесса, 2. высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду КГН. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Используемая литература: Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. / 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, – с.44 Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, – с.7 Ефанова З.А. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа. – Волголград: Учитель, –с.48, 62, 80 Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПБ.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»», с.8, 48, 50, 52, 62, 89, 96, 98
Спасибо за внимание!