Современна ли музыка Бетховена? 1. «Не укоряю, что прошла, благодарю, что приходила.» О чем эти строчки А. Вознесенского? 2. Как воздействует любовь на сильного человека? А на слабого? 3. « Там, где кончается слово, начинается музыка…» - верно ли это выражение?
«К бессмертной возлюбленной». 1. «Бетховен разыгрывал на улицах волокиту, разглядывал женщин в лорнет,увивался вокруг них и следовал за ними, загорался при виде смазливого личика. Очень часто влюблялся, но на короткий срок» 1802 г. Но Бетховен не играет с огнем безнаказанно. Он обжигается… И первое большое пламя зажгла маленькая графиня Джульетта Гвиччарди.
Бетховен «Соната 14» 1. Немецкий романтик Гофман предлагает своеобразный инструмент анализа: крошечное увеличительное стекло, будучи вставлено в глаз, оно позволяет различать сплетение мыслей в мозгу. Попробуем проникнуть в авторский замысел композитора, создавшего бессмертную музыку.
Все в облике одном, предчувствую тебя… Глубокая нежность, оскорбленная любовь, отчаяние, болезнь – глухота – и вот рождение музыки. Перед нами – путь в неведомое… Если бы вы были композиторами, как бы это душевное состояние выразили в музыке?
Если бы мы были композиторами… Единый ритмический пульс отмеряет человеческие чувства, это порождает безысходность первой части. Мелодия едва намечена, мелодический голос – главная неожиданность в этой музыке, всенародно почитаемой за образец красоты. «Трагические обрывки, силящиеся запеть – что может быть страшнее? Голос скандирует один звук.» Н. Эскина Вторая часть, по крылатому выражению Ф.Листа, «цветок между двумя безднами». И бурный, стремительный финал…
«Соната вроде фантазии…» Название «Лунная соната» дал, уже после смерти композитора, поэт Людвиг Рельштаб. Соответствует ли это название жизненному содержанию этой музыки?
Вслушайтесь теперь в эту музыку! Вслушайтесь в нее не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, вы услышите в первой части такую безмерную скорбь, какой раньше не слышали; во второй части – такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше не замечали; и, наконец, в финале – такое бурное кипение страстей, такое неимоверное стремление вырваться из оков печали и страдания, какое под силу только подлинному титану.
Нет музыки более знакомой, чем «Лунная соната». Но в бестселлер она не превращается. При всей самоочевидности красоты, в ней есть что-то, не позволяющее надоесть, что-то, заставляющее вдумываться и вслушиваться… Красота спасет мир