Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
Обучение русскому языку в школах с украинским языком преподавания направлено на расширение языковой компетентности учащихся, их лингвистического кругозора; формирование навыков общения с носителями иных языков, культур, прежде всего тех, которые представлены в Украине.
Обучение русскому языку в общеобразовательных учебных заведениях способствует формированию гуманистического мировоззрения, духовного мира личности, её моральных и эстетических ценностей; расширению культурно-познавательных интересов учащихся, воспитанию у них уважения к традициям своего народа, толерантного отношения к культурным традициям других народов; становлению гражданина Украины, воспринимающего и разделяющего национальные и общечеловеческие ценности. 5 класс
Обучение осуществляется в соответствии с тремя линиями содержания: коммуникативной, лингвистической, лингвонародоведческой. 4 класс
Основная цель обучения – формирование коммуникативной компетентности – свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности на основе речевой, языковой, социокультурной и деятельностной компетенций. 5 класс
Коммуникативная линия предусматривает развитие устной и письменной речи учащихся, их умение пользоваться языком, как средством общения, познания, влияния. У учащихся формируют умение слушать, понимать устные высказывания, говорить, читать, писать по-русски. 4 класс
Реализации цели и решению задач обучения русскому языку, поставленных в программе, будет способствовать использование и разумное сочетание элементов современных подходов к изучению русского языка: личностно-ориентированного (предполагающего отношение педагога к учащемуся как к личности, признание ученика субъектом учебного процесса, развитие личности школьника, его возможностей, становление самосознания учащегося). 5 класс
Лингвистическая линия содержания обучения направлена на формирование у школьников знаний о языке и языковых умений. Эта работа осуществляется с опорой на знания, умения, приобретенными учащимися на уроках по родному языку, и должна быть подчинена интересам формирования, развития устной и письменной речи учащихся. 4 класс
коммуникативно- деятельностного (предусматривающего организацию деятельности учащихся, направленную на собственное языковое развитие, учёт закономерностей психического и речевого развития ребёнка, учёт возрастных особенностей, ориентацию на ведущую деятельность учащихся определённого возраста). 5 класс
Лингвонародоведческая линия содержания обучения направления на формирования у учащихся представлений о культуре русского народа: об устном народном творчестве и литературе, народных обычаях, отдельных аспектах материальной культуры. Данная работа осуществляется с помощью специально подобранных текстов для слушания и чтения, привлечения соответствующих аудиовизуальных материалов, подбора для анализа, использования в речи тематических групп слов народоведческого содержания и др. 4 класс
когнитивно-коммуникативного (обеспечивающего совершенствование речевой деятельности учащихся во всех её видах на основе осознанного усвоения ими языковых явлений, фактов, правил); 5 класс
социокультурного (предполагающего обучение языку не только как средству общения и познания, но и как средству приобщения к национальной культуре, овладение языком в неразрывной связи с изучением культуры; рассмотрение языка как основной формы хранения знаний о культуре русского народа и средства познания этих знаний). 5 класс
I. СВЕДЕНИЯ О РЕЧИ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (18 ч.) Содержание теоретического материала и виды работ Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся Общение и речь (6 ч.) Общее представление об общении и речи. Ситуация общения: цель, тема, адресант, адресат, место (повторение). Виды речевой деятельности (слушание – чтение, говорение – письмо). Приёмы эффективного слушания и чтения (практически). Монологическая и диалогическая речь, устная и письменная речь. Качества хорошей речи. Недочёты, разрушающие свойства хорошей речи: повтор слов, неуместное употребление слов и речевых оборотов, однообразие в построении предложений (практически). Речевой этикет. Основные правила общения имеет общее представление об общении и речи знает основные составляющие ситуации общения, виды речевой деятельности, формы речи, качества хорошей речи, речевой этикет знает и понимает основные правила общения разграничивает монологическую и диалогическую, устную и письменную речь знает и находит речевые недочеты (повторы слов и однокоренных слов, неуместное употребление слов, однообразие в построении предложений)
Основной целью начального обучения русскому языку является формирование и развитие навыков речевой деятельности: слушания (аудирования), говорения, чтения, письма. Эта работа, продолженная на последующих этапах обучения, должна обеспечить учащимся возможность полноценно пользоваться русским языком как средством коммуникации, познания, приобщения к богатствам русской культуры. 4 класс
Программа строится в соответствии с психолого-дидактическими особенностями обучения учащихся основной школы и является продолжением пропедевтического курса русского языка в начальных классах. Для обеспечения преемственности учитель, работающий в 5-9 классах, должен знать Государственные требования к уровню подготовки учащихся начальной школы по русскому языку. 5 класс