Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043
Темы блока 4 Тест 10. «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». (Иван Александрович Гончаров, русский писатель) Тест 21. «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». (Георг фон Габеленц, немецкий ученый-лингвист) Тест 22. «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (Дмитрий Сергеевич Лихачёв, русский ученый, филолог, литературовед, публицист) Тест 31. «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». (Поль Рикёр, французский философ)
Структура сочинения С2: текст-рассуждение Тезис + комментарий 2 аргумента из текста с указанием их роли в тексте Вывод, подтверждающий (или опровергающий) тезис
Абзац 1: тезис + комментарий Уточнение 1: темы данного блока – это темы, к которым очень просто подобрать тезис и комментарий к нему, т.к. тезис, по сути, четко обозначен в каждом из высказываний: «…язык есть образ всего внутреннего человека…» (10); «Языком человек … выражает … самого себя» (21); «Вернейший способ узнать … умственное развитие … моральный облик … характер – прислушаться к тому, как он говорит» (22); «Язык – это то, … с помощью чего мы выражаем себя» (31). Уточнение 2: из приведенных цитат можно сделать обобщенный вывод, что по языку человека, по его речи можно судить о многом: о его воспитании, характере, нравственных принципах, кругозоре, мировоззрении и т.п. Уточнение 3: таким образом, язык – это не только отражение реалий окружающего мира, но и способ самовыражения каждого человека.
Абзац 1: формулировка, - писал … Действительно, помимо того, что язык выполняет очень важную функцию – выражает при помощи слов все, что нас окружает, – он еще служит и средством самовыражения каждого человека. По языку человека, по его речи можно судить о многом: о его воспитании, характере, нравственных принципах, кругозоре, мировоззрении и т.п.
Абзац 2 (3): аргументы Уточнение 1: помним, что необходимо не просто указать аргумент из текста, но и рассказать о его роли в тексте. Уточнение 2: если на экзамене вам будет предложена подобная тема, скорее всего, в тексте будет представлен диалог. Ваша задача – по репликам диалога восстановить индивидуальный психологический, социальный и т.п. портрет персонажа. Уточнение 3: можно попробовать восстановить и портрет рассказчика, от чьего имени ведется повествование. Но помните, что рассказчик и писатель, создавший произведение – это не одно и то же!!!
Абзац 2 (3): формулировка (по тексту 10) Приведем примеры из текста. В тексте говорят двое: Толик и его отец. Реплики отца Толика краткие, представляют собой в основном восклицательные предложения. В той ситуации, о которой нам рассказал автор, так и должно быть. Четко и коротко отец Толика сообщает пожарным о мальчике, находящемся в горящем доме, приказывает Толику не идти к этому дому, а потом Тёмке ложиться на носилки. Речь героя позволяет судить о его сосредоточенности, здравомыслии, умении не растеряться в минуту опасности. Но мы слышим голос и еще одного человека – автора. С каким восхищением описывает он Тёму, «геройского товарища» Толика, который «сразу стал взрослым», который сумел «не на словах пожалеть» цыплят, «а на самом деле». Автору, наверно, понятна даже «зависть» Толика, который зауважал Тему после этого страшного пожара, потому что мальчик совершил поступок настоящего человека.
Абзац 3 (4): вывод: формулировка Уточнение 1: помните, что вывод должен перекликаться с тезисом. Уточнение 2: заканчивая сочинение, можно опять обратиться к исходному высказыванию.
Абзац 3 (4): вывод: формулировка Итак, в качестве примеров рассмотрена речь двух человек. Что помогает читателю понять, какие это люди? Все: как они говорят, как относятся друг к другу и к поступку Темки. Все передала их речь. Иными словами, речь человека – это.
Итоговое сочинение (по тексту 10) «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных», - писал И.А.Гончаров. Действительно, помимо того, что язык выполняет очень важную функцию – выражает при помощи слов все, что нас окружает, – он еще служит и средством самовыражения каждого человека. По языку человека, по его речи можно судить о многом: о его воспитании, характере, нравственных принципах, кругозоре, мировоззрении и т.п. Приведем примеры из текста. В тексте говорят двое: Толик и его отец. Реплики отца Толика краткие, представляют собой в основном восклицательные предложения. В той ситуации, о которой нам рассказал автор, так и должно быть. Четко и коротко отец Толика сообщает пожарным о мальчике, находящемся в горящем доме, приказывает Толику не идти к этому дому, а потом Тёмке ложиться на носилки. Речь героя позволяет судить о его сосредоточенности, здравомыслии, умении не растеряться в минуту опасности. Но мы слышим голос и еще одного человека – автора. С каким восхищением описывает он Тёму, «геройского товарища» Толика, который «сразу стал взрослым», который сумел «не на словах пожалеть» цыплят, «а на самом деле». Автору, наверно, понятна даже «зависть» Толика, который зауважал Тему после этого страшного пожара, потому что мальчик совершил поступок настоящего человека. Итак, в качестве примеров рассмотрена речь двух человек. Что помогает читателю понять, какие это люди? Все: как они говорят, как относятся друг к другу и к поступку Темки. Все передала их речь. Иными словами, речь человека – это, действительно, «образ всего внутреннего человека».
Задание Прочитайте текст 21 и напишите сочинение С2 в формате ГИА по высказыванию Георга фон Габеленца, используя материалы урока: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».(Георг фон Габеленц)
Домашнее задание Написать сочинение С2 в формате ГИА по высказыванию Д.С.Лихачева, используя в качестве текстового материала рассказ М.М.Зощенко «Обезьяний язык». «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Д.С.Лихачев