Социально и территориально обусловленная дифференциация языка
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Ввести понятия «язык», «речь», «речевая деятельность». Дать представление об уровнях языка. Определить формы существования языка. Дать характеристику основным единицам общения. Разграничить книжную и разговорную речь. Разграничить устную и письменную речь.
Как научный объект язык необходимо рассматривать в разных аспектах: как он устроен, в каком соотношении находятся его элементы, как влияет на язык внешняя среда, почему язык изменяется, развивается, каковы функции языка и формы его существования.
В чем сущность языка, каково главное его свойство? Любой язык мира выступает как средство общения людей. Быть средством общения, коммуникации, является основным свойством языка.
Средства общения бывают разные Условные сочетания ударов в тамтамы в Африке. Свист у индейцев. Сигнальные ракеты у древних китайцев. Воздушные змеи с условной раскраской. Дым костра североамериканских индейцев. Мельницы у голландцев. Сигнальные флажки на флоте. Язык жестов глухонемых.
Язык функционирует в качестве основного и наиболее совершенного средства общения людей: 1. язык передает универсальную информацию; 2. используется во всех сферах жизни; 3. язык - это основное средство хранения опыта.
Язык - явление социальное, общественное. 1. Язык - необходимое условие существования и развития человеческого общества Язык - явление материальное. Язык воплощается в звуках речи.
Язык - это национальный по своему характеру, данным народом общественно обработанный словарный состав и грамматический строй, выражающийся в определенных правилах построения слов и сочетания слов в предложения. Язык - это константная система значений и грамматических категорий и средств, которой каждый индивид пассивно пользуется.
Конкретное употребление языка индивидом, когда производятся ситуативно-субъективный отбор и компановка средств языка, называется речью. Речь человека по-разному используется в разных видах деятельности.
Современному знанию о природе и конкретных факторах речевого процесса более всего соответствует категория речевой деятельности. Речевая деятельность включает язык и речь.
Необходимость разграничения языка и речи доказывается следующим образом: индивидуальность речи проявляется 1) в отборе элементов языка, в употреблении определенных единиц или отказе от них, 2) в частоте употребления тех или иных единиц, 3) в порядке их расположения, 4) в модификациях элементов речи.
Единство языка и речи как двух сторон одного объекта определяется их функцией: коммуникативной (все другие функции, называемые то языковыми, то речевыми - аккумулятивную, экспрессивную, конструктивную и т.д. - можно представить в качестве разных ее сторон).
Дихотомия "язык и речь" правомерна лишь в плане различения объекта и его модели в лингвистическом описании. Язык и речь не существуют изолированно друг от друга, это не два разных явления, в совокупности составляющих речевую деятельность, а две стороны ее.
Язык - вторичная материальная система. Материальная субстанция языка как вторичной материальной системы представлена звуковой материей. Единство звукового (материального) элемента и значения (идеального) образует специфическую единицу - элемент языковой системы. Языковая система отличается от других вторичных материальных систем рядом свойств: 1) неоднородность элементов (гетерогенность), 2) открытость системы, 3) динамизм.
Гетерогенность единиц языка порождает его уровневую структуру. Языковой уровень (ярус) - одна из основных подсистем языка, выделяемых на основании свойств и функций единиц языка, рассматриваемых в порядке их иерархии. Традиционные в русской лингвистике принципы выделения уровней: 1) единицы одного уровня должны быть однородны (гомогенны); 2) единица низшего уровня должна входить в состав единиц высшего уровня (принцип иерархии).
На таких основаниях выделяются основные и промежуточные уровни. Каждому уровню соответствует своя единица, обладающая совокупностью определенных свойств. Учитываются особенности функционирования единиц. Основные уровни: фонологический, морфемный, лексический, синтаксический (единица последнего - структурная схема предложения). В.И.Кодухов выделил следующие промежуточные уровни: морфонологический, словообразовательный, фразеологический. Все эти уровни образуются единицами одного яруса, а функционируют на другом.
Своеобразие словообразовательного промежуточного уровня состоит в том, что морфемы порождают номинативные единицы языка: участвуют в процессах словообразования как производящие основы, словообразовательные форманты ( пыль - пылинка - пылища ). Фразеологические единицы составляют промежуточный уровень между лексемами и словосочетаниями: работать спустя рукава, бежать сломя голову (налицо единство значения при формальной расчлененности).
Ф.М. Березин, Б.Н.Головин помимо названных двух принципов выделения уровней предлагают учитывать, что 1) единицы любого уровня должны выделяться путем сегментирования более сложных, чем они сами, структур (принцип иерархии); 2) единицы любого уровня должны быть знаками языка; 3) единицы вариативно воспроизводиться в более сложных.
Конкретный, или наблюдаемый аспект Абстрактный аспект предложениеструктурная схема предложения словосочетаниеструктурная схема словосочетания лексалексема морфморфема аллофонфонема