Как мы говорим? (о речи учащихся нашей школы)
Проблема – Как мы говорим? Предмет исследования – стиль речи наших учащихся. Объект исследования – речь обучающихся. Гипотеза – несоответствие языковым нормам. Цели – исследование речи школьников 7-11 классов. Задачи: *показать признаки литературной речи; *раскрыть недостатки речи наших ребят; * выявить причины неправильной речи учащихся; *найти пути их устранения.
План 1.Вступительное слово о правильной, красивой речи. 2.Постановка проблемы, цели и задачи выступления. 3.Признаки хорошей речи. 4.Анализ материалов исследования и их результаты. 5.О разновидностях внелитературной речи (молодежный сленг и нецензурные выражения). 6.Мини – тест «Как правильно». 7. Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь? 8. Как научится красиво говорить. Краткое пособие. 9.Запомним вывод из сказанного.
Слова, в которых часто ставят ударение неправильно. ДоговОр, срЕдства, красИвее, звонИт, звонИшь, водопровОд, творог
Хорошая речь. 11 класс: Ковальчук К., Безрукова К., Балясникова Л., Тимофеев П., Попов М., Рыбакова Л., Зощина С., Килин И. 10 класс: Кустова Л., Воротникова Л., Алешина С. Шубкина А., Короткина Н., Плеханова Н. 9 класс : Плотникова Ю., Романюк Н., Виноградов С., Боброва С., Мурзинцева Т. 8 класс: Попова Т., Тыщук Ю., Коваль Ю., Красиков В., Стативкина М. 7 класс: Мухидинова Такширахон, Крапивина Юля, Мишкина Света, Наливайко Марина, Михалёва Вика, Фёдорова Таня, Табачная Наташа.
Верующие люди утверждают, что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы-хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.
Вопросы, задаваемые учителям 1.Как вы оцениваете устную и письменную речь учеников нашей школы (как учитель, как классный руководитель, как директор и как завуч)? 2.Что нужно сделать, чтобы улучшить речь наших ребят?
Ответ Любови Андреевны, нашего учителя русского языка и литературы «Над своей речью надо работать и работать. Впитывать всё, что говорит учитель на уроке. Быть любознательным, постоянно развиваться. Обогащайте себя добрыми и умными словами, любите классиков, учитесь у них. Успеха вам всем!»
Ответ Алёны Александровны (директора школы) 1.«Полная безграмотность у детей. Они совершенно не умеют выражать свои мысли». 2.«Чтобы увеличить ораторские способности, нужно проводить дебаты, больше конкурсов, а самим ребятам - больше читать».
Ответ Ирины Васильевны (завуча) 1.«У сильных детей, которые читают, выступают на публике, речь хорошо развита, а у слабых детей, которые плохо учатся, нигде не участвуют, речь плохо развита. И основная проблема в том, что многие ученики не могут выражать свои мысли». 2.«Чтобы как-то улучшить речь учеников, нужно вести факультативы на развитие речи, учить правильно говорить, выражать свои мысли, писать и т.д., проводить индивидуально-групповые занятия, на эту же тему».
Ответ Галины Ивановны (классного руководителя 4 класса) 1.«Речь моего класса удовлетворительная. Ведь от семьи зависит, какая речь будет у их ребёнка. Если родители используют нецензурные слова, то ребёнок будет их повторять. Для него это станет нормой». 2.«Родители должны контролировать речь своих детей».
Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь? – Не говорите плохих слов сами. – Не копируйте других. – Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность – Помните: «Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст».
Предложения ребят. Больше читать книг; учить как следует русский язык; ребят, нецензурно выражающихся, выставлять на общешкольных линейках и снимать баллы классу; оставлять их после уроков и проводить с ними беседы; ввести штрафы; проводить классные собрания на эту тематику и поучительные беседы о литературной речи и др. Можно организовать общешкольные праздники, например: День вежливости, День красноречия, Конкурс чтецов для старших классов и др.
Запомним вывод из сказанного: Я исключение! Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство! Настоящий контроль это контроль изнутри!.