Одной из важнейших задач дошкольного обучения является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью. Решение этой задачи становится все больше актуальной и значительной проблемой в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживать их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Особым видом связной речи является монолог, который понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких либо фактах, явлениях окружающей действительности. Специалисты считают, что владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников, а в особенности детей с общим недоразвитием речи. У детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно: ограничен словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями; правильно понимая логическую взаимосвязь событий, ограничиваются лишь перечислением действий. Особенно труден для них рассказ – описание. По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование метода моделирования облегчает процесс формирования связной речи.
Цель: Помочь ребенку облегчить процесс освоения описательной монологической речью путем использования метода моделирования. Задачи: 1. Формировать связную монологическую речь. 2. Обогащать словарный запас. 3. Развивать лексико-грамматический строй речи. 4. Закреплять навыки составление описательного рассказа с использованием предметно- схематической модели, а в дальнейшем и без неё
Методы: Формы: символы опорных схем, опорные схемы, схемы – модели дидактические игры, рассказывание, объяснение cоставление рассказов-описаний
3 Работа с родителями 2 Работа с детьми 1 Создание предметной среды
1. Речевой уголок 2. Уголок развивающих игр
Формы работы с родителями Анкетирование родителей Встречи с работниками библиотеки Индивидуальные консультации, беседы Оформление наглядного материала Дни открытых дверей Родительские собрания Открытые показы
Работа с детьми Словарные игры и упражнение Грамматические игры и упражнение Знакомство с символами опорных схем Обретение и закрепление навыков в составлении описательных рассказов с опорой на план-схему Обучение и закрепление в составлении описательных рассказов с опорой на схемы- модели
Средний возраст Старший возраст Показатели диагностирования детей
Анализируя результаты данной работы, можно отметить, что использование метода моделирования при составлении описательных рассказов, значительно облегчает дошкольникам с ОНР овладение этим видом связной речи. Положительную динамику можно проследить по результатам диагностирования детей. Дети данной группы имеют различные уровни недоразвития речи, а также и психологические особенности. С некоторыми детьми ведется индивидуальная работа в сотрудничестве с психологом ДОУ. Можно отметить, что в этом учебном году низких показателей при диагностировании детей к концу года не ожидается. Метод моделей имеет много плюсов, среди которых легкость восприятия, доступность, детям это интересно и понятно. Он является основой для исправления звукопроизношения.