Подольская Ирина Александровна учитель русского языка и литературы КГУ «СОШ 4» г.Семей ВКО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Выполнил: Учитель русского языка и литературы МСУВУ «СОШ 202» Ужвак Олеся Павловна.
Advertisements

Урок литературы 6 класс учитель МОУ СОШ 2 Карасукского района Новосибирской области Секарева Ирина Васильевна Образ учительницы, Лидии Михайловны. Уроки.
МОУ СОШ 93, г. Красноярск Урок – презентация в 6 классе. Подготовила Самусева Наталья Ивановна, учитель высшей категории.
Работу выполнила ученица 6Б класса Разина Валя «МОУ Янтиковская СОШ»
Методическая разработка (литература, 6 класс) на тему: "Добрым быть совсем, совсем не просто..." (Образ Лидии Михайловны в рассказе В.Распутина "Уроки французского"
Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях. Л.Н.Толстой.
Выполнила Калинина Виктория, ученица 10а класса МКОУ Оленинская СОШ Тверской области Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическому воспитанию Разработка урока. 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Урок по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» Автор: Поротикова Г.И. учитель МОУ СОШ 3 г. Светлый Калининградской области.
Проблема : « Преступление или подвиг души ?» Тема: Уроки жизни в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».
По рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» « Дорога добра».
По рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского ».
Уроки доброты по произведению Валентина Распутина «Уроки французского»
(15 марта 1937) 1. Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» Цель урока: - показать автобиографический характер рассказа;
П ОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ - РАССУЖДЕНИЮ НА НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Автор: учитель русского языка и литературы Муртазина Катира Багитовна.
Тема: Нравственные проблемы рассказа В. Распутина «Уроки французского»
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
«Преступление?». Урок по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Уроки доброты в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» Гимадеева Ляля Мунировна, учитель русского языка и литературы, г.Нижнекамск МБОУ «СОШ 6» Республика.
(15 марта 1937). Родился Валентин Григорьевич Распутин в поселке Усть-Уда, в трехстах километрах от Иркутска. И рос он в этих же местах, в деревне с красивым,
Транксрипт:

Подольская Ирина Александровна учитель русского языка и литературы КГУ «СОШ 4» г.Семей ВКО

НРÁВСТВЕННОСТЬ – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. С.И. Ожигов. Словарь русского языка. М. :«Русский язык», 1984г. – 797с./ с.360 НРÁВСТВЕННОСТЬ – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. С.И. Ожигов. Словарь русского языка. М. :«Русский язык», 1984г. – 797с./ с.360 ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. С.И. Ожигов. Словарь русского языка. М. :«Русский язык», 1984г. – 797с./ с.523 ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. С.И. Ожигов. Словарь русского языка. М. :«Русский язык», 1984г. – 797с./ с.523 ТЕМА УРОКА

Раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память», «нравственные законы». Раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память», «нравственные законы». Проанализировать проблематику рассказа. Проанализировать проблематику рассказа. Выяснить, какие уроки несёт произведение В. Распутина. Выяснить, какие уроки несёт произведение В. Распутина. ТЕМА УРОКА Раскройте содержание понятий следующий выражений: 1 группа: «духовные ценности», 2 группа: «духовная память», 3 группа: «нравственные законы». Раскройте содержание понятий следующий выражений: 1 группа: «духовные ценности», 2 группа: «духовная память», 3 группа: «нравственные законы».

РАБОТА В ГРУППЕ Раскройте содержание понятий следующий выражений: 1 группа: «духовные ценности», 2 группа: «духовная память», 3 группа: «нравственные законы». Время на обсуждение 1 минута. Время ответа – 30 секунд. Раскройте содержание понятий следующий выражений: 1 группа: «духовные ценности», 2 группа: «духовная память», 3 группа: «нравственные законы». Время на обсуждение 1 минута. Время ответа – 30 секунд.

на уроке, исследуя произведение, МЫ попытаемся ответить на проблемный вопрос: является ли «ПРЕступЛЕНием» поведение Лидии Михайловны? ПОразмышлять над поступками всех героев и дать им оценку.

«Там мне ничего не пришлось выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня». «Там мне ничего не пришлось выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня». последовательное изложение самим говорящим или ищущим основных этапов его жизни. Прототип Прототип (греч. – прообраз) – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания того или иного художественного образа. Прототип – Л.М. Молохова разбросанный эпизод

Вспомним биографию В.Г. Распутина. Задайте по 1 «толстому» и 1 «тонкому» вопросу (каждый участник группы задает вопросы, кто- нибудь из группы отвечает). Задайте по 1 «толстому» и 1 «тонкому» вопросу (каждый участник группы задает вопросы, кто- нибудь из группы отвечает). Сформулируйте по 1 «толстому» и 1 «тонкому» вопросу для соседней группы, записав вопросы на лист для вопросов. Сформулируйте по 1 «толстому» и 1 «тонкому» вопросу для соседней группы, записав вопросы на лист для вопросов. Обменяйтесь вопросами. Обменяйтесь вопросами. Время на подготовку ответа 2 минуты. Время ответа 1.5 минуты.

1. Что прислала учительница в обеих посылках? 2. Река, где жил мальчик. 3. Название игры. 4. Какое чувство постоянно испытывал герой? 5. Из чего были перешиты штаны героя? 6. Что помогло узнать отправителя первой посылки? 7. Назовите главного игрока в деньги? 8. Кто нанес первый удар мальчику? 9. Что покупал мальчик на выигранные деньги? 10. Что было во второй посылке? РАБОТА В ГРУППЕ САМООЦЕНКА

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. В. Распутин

вопрос 1 Определите жанр произведения «Уроки французского»… роман повесть очерк рассказ Рассказ Рассказ – малая форма эпического рода литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц – особенность рассказа. Очерк Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, отличная от другой ее формы, рассказа, отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательностью изображения. Повесть Повесть – прозаический жанр неустойчивого объема (среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету и композиции. В повести нет интриги и расчлененности, сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрывается в эпизодах. Роман Роман - форма эпического рода литературы, раскрывающая историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений. Имеет несколько сюжетных линий, широко охватывает действительность, позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

Какое место занимает этот фрагмент в произведении? открывает повествование является развязкой сюжетного действия является кульминацией сюжета является эпилогом Д. Эпилог Д. Эпилог – заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображаемых событий. С. Кульминация С. Кульминация – высшее напряжение действия в художественном произведении. В. Развязка В. Развязка – разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий. А. Повествование А. Повествование- в эпическом литературном произведении речь автора, персонифицированного рассказчика, сказителя, т.е. весть текст, за исключением прямой речи персонажей.

От какого лица ведется повествование данного эпизода? от первого от третьего через систему рассказчиков это монолог героя

Как называлась игра, в которую играли Лидия Михайловна и её ученик? простенок лапта чика пристенок

Как ведет себя Лидия Михайловна, понимая, что директор застал её за непозволительным занятием для учительницы? не знает что делать она спокойна пытается срочно придумать что-нибудь быстро уходит

С какой целью автор при характеристике Лидии Михайловны использует слова и выражения: «медленно, очень медленно поднялась с колен», «спокойно ответила»? выявляет отсутствие в героине серьезного отношения к жизни наделяет её героическими чертами характеризует мужество героини подчеркивает сложность ситуации

Укажите художественное выразительное средство, которое помогает автору описать образ, выразить свое отношение к нему: «поражённый голос», «звенящий голос», «удивлённый голос». метафора эпитет сравнение анафора Д. Анафора Д. Анафора – единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строф, колонов или фраз. С. Сравнение С. Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; в художественной литературе широко распространены развернутые сравнения. «Он (стих) нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист,т как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря» (В.Г. Белинский о стихе АСП). В. Эпитет В. Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий»). А. Метафора А. Метафора – переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причем можно использовать и сходство, и контраст. Природой здесь нам суждено// В Европу прорубить окно (АСП)

Как ведет себя Лидия Михайловна, понимая, что директор застал её за непозволительным занятием для учительницы? не знает что делать она спокойна пытается срочно придумать что-нибудь быстро уходит

Название произведения говорит о том, что перед нами… рассказ о необходимости изучения иностранных языков рассказ об уроках нравственности и доброты история дополнительных занятий по французскому языку рассказ юного героя о любимых уроках французского языка

В чем истинный смысл игры в «замеряшки»? помощь учительницы способному, но голодному ученику стремление учительницы заинтересовать ученика изучением французского языка желание учительницы вспомнить детство стремление ученика развлечься

РАБОТА В ПАРЕ ВЗАИМООЦЕНКА

смелость стойкость самостоятельность смышлёность честность упорство воля гордость чувство собственного достоинства чувство собственного достоинства честность чуткость человечность смелость гордость доброта щедрость милосердие отзывчивость внимание любовь Лидия Михайловна ГЕРОЙ 4 «Ч» 4 «С» Ч Е С Т Ь Что Есть Совесть Твоя Ь ?

«…Директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь сразу назвать ваш поступок… Это…» Выпишите из анализируемого фрагмента слова, с помощью которых директор охарактеризовал поступок Лидии Михайловны. Объясните лексическое значение выписанных слов. Преступление. Растление. Совращение. Растленный – беспринципный, достигший полного морального разложения. Растлитель – тот, кто растлевает кого – что – н. С.И. Ожигов. Словарь р.я., с.579. Совратить – ащу, -атишь; - ащённый; кого (что). Побудить сделать ложный шаг, проступок, сбить с правильного пути. Совратитель – тот, кто совратил или совращает кого-нибудь. С.И. Ожигов. Словарь р.я., с.644 Преступление Преступление – преступить; действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. С.И. Ожигов. Словарь р.я., с.506 Согласны ли вы с такой оценкой поступка Лидии Михайловны? подсказка УГЛЫ

1. ________________________ 2. ________________________ 3. ________________________ ДА 1. ________________________ 2. ________________________ 3. ________________________ НЕТ выво д: _________________________________________________ я считаю, мне думается, по моему мнению, я уверен и другие. В своем ответе используйте следующие вводные конструкции: я считаю, мне думается, по моему мнению, я уверен и другие. Согласны ли вы с оценкой поступка учительницы, данной директором школы?

Почему рассказ назван «Уроки французского»? Какие нравственные проблемы поднимает в нем В. Распутин? Как мы еще могли бы назвать эти уроки?

Мальчику в доме учительницы даже воздух казался пропитанным «легкими и незнакомыми запахами иной…жизни», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал и о том, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. «И больше я её никогда не видел» и «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они» Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь»…

Предисловие придает описанному случаю из жизни обобщающее, философское значение. Это мысли взрослого уже человека, его духовная память. «уроками доброты» говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет отдачи, оно бескорыстно; добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого оно исходило. «Уроки французского» оказываются «уроками доброты» – так и назвал автор свою статью, в которой пишет, что смог отыскать свою учительницу благодаря этому рассказу. Он говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет отдачи, оно бескорыстно; добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого оно исходило. Воспоминание В. Распутина задание Сформулируйте афоризм: «Добро - …» Сформулируйте афоризм: «Добро - …»

Прочитать по учебнику стр. 270 – 271; Эссе. «Мои «уроки французского». Подготовить презентацию «Я хочу рассказать вам…». Подготовить конспект т/м стр. 279 – 283 Подготовить конспект т/м стр. 279 – 283.

ДЗ Ю. Нагибин. «Эхо» Р.Погодин. «Сколько стоит долг» В. Железников. «Путешественник с багажом», «Чучело» А. Алексин. «Звоните и приезжайте» В. Крапивин. «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь» В. Конецкий. «Петька, Джек и мальчишки» Интересные книги о жизни ваших сверстников создали:

Он считал это унизительным для себя, а вот выигрывать не отказывался. И тогда учительница сознательно, принося в жертву свою репутацию, нарушила все школьные, традиционные правила – стала играть со своим учеником на деньги. Мальчику это было необходимо, чтобы купить молока, выжить в голодные послевоенные годы.

Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправила мне посылку с макаронами…Но поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает… Добро бескорыстно, в этом его чудодейственная сила. В.Г. Распутин завершил свою статью «Уроки доброты» словами: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ

«...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора. Уроки французского" в 1973 Рассказ Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете Советская молодежь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой ».

Учебник-хрестоматия «Литература 7 класс». Раздаточные карточки с кроссвордом. Раздаточные листы с материалом по теоретическим сведениям. Буклет. беседа по вопросам; решение проблемных ситуаций, работа с текстом, КЛАСТЕР, стратегия УГЛЫ ЗАДАЧИ: Учащиеся должны знать: содержание рассказа; историю его создания; особенности жанра; детали произведения. Учащиеся должны уметь: отвечать на вопросы учителя; выразительно читать текст; уметь анализировать внутреннее состояние героя; выражать и отстаивать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Образовательная: формировать навыки анализа мотивов поведения главного героя. Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и устной речи; объяснять понятия автобиография, антитеза. Воспитательная: Воспитывать на примере главного героя нравственные качества по отношению к самому себе: чувство собственного достоинства, честность, ответственность.

1. Русская словесность: мир художественной литературы: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы/ В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина: - Алматы: Атамура, – 352с. Тема 31, с Русская словесность: Методическое руководство: Для учителей 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина, И.Р. Махракова. – Алматы: Атамура, – 192 с.; тема 31, с Русская словесность. Рабочая тетрадь: Для 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина, И.Р. Махракова. – Алматы: Атамура, – 96 с. Тема 31, с. 81 – Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. Методика: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, Учеб. Лит. – – 256с.; с.240 – Быкова Н.Г. Литература: Справ. М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ –С», ТКО «АСТ», Центр гуманитар. наук при ф-те журналистики МГУ им. Ломоносова, – 576 с. 6. Егорова Н.В. Литература 6 класс. Поурочные разработки. М.: Вако, – 304с.; с.265 – Кожевникова В.М., Николаева П.А. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, – 752 с. 8. Ожигов С.И. Словарь русского языка: Ок слов / Под ред. Докт. Филол. Наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М.: Рус.яз., – 797 с. 9. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы и задания по лит.: 6 кл. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», – 224 с.; с. 140 – 142.