КОРОЛЁВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Номинация « МОЯ ВТОРАЯ МАМА»
Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия 81 «Здравствуй!» г. Сыктывкар ПОРТФОЛИО по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе по совершенствованию просодической стороны речи детей младшего дошкольного возраста».
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. В настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста требующих совершенствования просодической стороны речи.
Тенденция к значительному увеличению количества детей с нарушениями речи натолкнула меня обратить своё внимание на все возможные способы профилактики в возникновении речевых нарушений. Целью моей работы является совершенствование просодической стороны речи дошкольников, используя здоровьесберегающие технологии. Исходя из данной цели вытекают следующие задачи Задачи: 1) Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, 2) Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. 3) Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. 4) Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, потребность в использовании здоровьесберегающих технологий.
Воздействие на формирование просодических компонентов речи веду в таких формах работы, как совместная деятельность взрослого и ребёнка в режимных моментах, игровой деятельности, в процессе умывания, как элемент бодрящей гимнастики. Так как речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением, работу по развитию речи я не отрываю от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Следуя принципу взаимосвязи разных речевых задач, я широко применяю наглядные средства обучения, использую такие методы и приемы, которые способствуют развитию всех познавательных процессов.
На основании изученной мною литературы, я пришла к выводу, что такие компоненты просодической стороны речи, как речевое дыхание, темп, тембр и интонацию, можно развивать, применяя здоровьесберегающие технологии. Их достаточно много, но мой выбор остановился на следующих: -артикуляционная гимнастика, -логопедическая ритмика, -самомассаж кистей и пальцев рук, -дыхательная гимнастика.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Артикуляционную гимнастику я проводила чаще всего в игровой форме, каждое упражнение сопровождала предметной или сюжетной картинкой. Это позволяло ребенку быстрее и успешнее овладеть артикуляционной гимнастикой.
Работа по самомассажу кистей и пальцев рук проводится с помощью Су- Джок стимуляторов. Массажные шарики "Каштан" в комплекте с двумя металлическими кольцами использую в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения, что способствует повышению физической и умственной работоспособности детей..
Благодаря вышеописанной работе был создан речевой центр, который включает в себя зеркало, место для занятий у зеркала, игры и пособия направленные на развитие всех компонентов речи. Ключевым персонажем мы сделали игрушку, которая является другом, партнёром в мире игр-. весёлый бегемотик Жужа-хозяин речевого уголка. Жужа живёт в речевом уголке он всегда рад гостям и помогает детям научиться выполнять артикуляционные упражнения. У игрушки есть яркий подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить детям упражнения артикуляционной гимнастики. Помогает Жуже выдумывать новые и интересные задания –второй персонаж уголка _Бабочка. На крыльях бабочки размещены различные задания, которые дети могут выполнять самостоятельно или совместно с воспитателем.
Благодарю за внимание