Работа с текстом на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка и литературы Джигун Татьяны Викторовны
Метапредмет Надпредметное обучение Метапредметные умения Полипредметные умения Способность к саморазвитию Универсальные учебные умения
Метапредметные результаты Полноценное общение: Ориентироваться в условиях общения Владеть умением свернуть и развернуть информацию Формулировать главное и второстепенное Находить аналогии Обрабатывать информацию Планировать свою речь, создать вторичный и собственный текст
Текст- это основа создания развивающей речевой среды Реализация целей обучения : -коммуникативная -образовательная -развивающая -воспитательная
Работа с текстом
Вопрос мотивации- основная проблема обучения Монолог есть ничто. Диалог- всё. М.М.Бахтин Установка- основа мотивации – на деятельность – на самостоятельность – на успешность – на диалог
Мотивационные приёмы 1) связываем изучаемый материал с жизнью; 2) создаём проблемные ситуации, разрешение которых подсказывает произведение (эпизоды с аналогичными ситуациями); 3) привлекаем занимательные примеры, парадоксы; 4) используем игровые ситуации; 4) создаём ситуации, демонстрирующие недостаток знаний по теме; 5 ) предлагаем задания на межпредметном уровне Ситуация успеха на 1-м (мотивационном этапе) является основой для формирования положительных эмоций по отношению к предстоящей деятельности
Этап ориентирования Приемы осмысления содержания: наблюдение работа, направленная на выявление значения слова, объема понятия, выраженного словом (точность речи), выявление темы, микротемы, логических связей в тексте, соотнесение заголовка и текста; внимание к логике развертывания содержания текста (обучение на образцах текстов способам развития мысли); внимание к способам выражения авторского отношения к изображаемому, формирующее навык грамотного, эмоционального выражения своих мыслей; сравнение особенности осмысления содержания текстов разных стилей и типов речи (навык выражения своих мыслей в разных речевых ситуациях) лингвистический эксперимент (жанровая, стилевая трансформация)
Текст - полноправный субъект урока Особенность урока литературы: 3 субъекта урока При общении с искусством человек участвует в этом общении (как творец и как сотворец,) как личность. Диалог как средство усиления субъектной позиции школьника. Диалог с текстом !!! понимание законов художественного творчества
Диалог с текстом? Учет особенности восприятия учеником художественного произведения Нахождение точки пересечения с художественным миром на основе образности, «включение» ассоциативного мышления Нахождение «ключевого» вопроса изложение учеником своей интерпретации Ведение поиск а новых форм и методов и приёмов работы Диалог с произведением-это активное понимание произведения.
Действия смыслового чтения Осмысливать информацию- осуществлять познавательную деятельность В зависимости от коммуникативных задач чтение бывает: просмотровым ; ознакомительным; изучающим Постижение художественного текста отличается от информативного чтения- это восприятие эстетической информации, заложенной в тексте, раскрытие смысловых перспектив художественного образа
Способы организации поисковой деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения Метод конструирования вопросов (предполагает самостоятельную постановку вопросов к конструируемому объекту); метод сравнения ( сопоставление произведений разных жанров, стилей, эпох, культур; сопоставление героев, точек зрения); обсуждение, дискуссия; логическая схема, рисунок; метод «вживания» посредством чувственно-образных представлений в изучаемый объект. Произведение должно возбуждать в читателе внутреннее слово.
Формирование компетентного читателя. Восприятие является основой любого анализа, в противном случае этот анализ не будет иметь адресата. А каждый читатель как тайна, Как в землю закопанный клад, Как самый последний, случайный, Всю жизнь промолчавший подряд. А.Ахматова Восприятие не есть простое фотографирование, простой прием информации. Это активная деятельность, в которой огромную роль играют положительная мотивация, потребность и интерес. «Эстетическое воспитание будет успешным, только если оно опирается на творческую активность самой формирующейся личности и учитывает особенности ее жизненного мира и интересов. А спонтанное творчество не может стать действительно художественным без соответствующего обучения и овладения культурным наследием. Общая основа того и другого - пробуждение творческого начала личности и включение искусства в ее реальный жизненный мир» И. С. Кон
Задания - Создайте сравнительную характеристику двух героев: Остапа и Андрия. Попробуйте её использовать для объяснения причины предательства Андрия. -Нарисуйте групповой портрет уездных барышень. При его создании используйте то, что Вы узнали в начале повести о Лизе Муромской.
Кейс-метод Совмещает: метод проектов Ролевую игру Ситуативный анализ Критическое мышление Суть метода: применяется в ситуации, не имеющей однозначного решения Учебный материал дается в виде проблем(кейсов), знания приобретаются в результате активной творческой работы.
Результат сделать знания о мире своими, личностно значимыми; понимать себя, других людей, саморазвиваться; испытать радость открытия, радость познания; уметь вступать в диалог с автором, сверстниками, героями… заговорить «на своём» языке
Спасибо за внимание!
Источники: Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: