Методика формирования умений монологической речи Дата: г. Докладчик: доцент Т.В. Починок
Священное уменье говорить Произносить слова и строить фразу. Как просто это: стоит рот раскрыть, И чудо слова возникает сразу. Е. Винокуров
Слово предоставляется…
Структура говорения как вида речевой деятельности (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) Компоненты Содержание... потребность, коммуникативное намерение, мотив, замысел... структурное оформление замысла высказывания... внешнее оформление высказывания
Структура говорения как вида речевой деятельности (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) Структура говорения Мотивационно- побудительная часть Аналитико- синтетическая часть Исполнительная часть
Формирование произносительные навыки умение аудирования говорение как... обучения грамматические навыки лексические навыки умение чтения умение письменной речи
Говорение как … обучения Обучение диалогической речи Обучение монологической речи !
Вопросы к аудитории 1. Какой вид речевой деятельности легче для вас как для изучающих иностранный язык? 2. Какой вид речевой деятельности сложнее / легче на иностранном языке / на родном языке?
Методика формирования умений монологической речи
План лекции 1. Определение понятия «монолог» 2. Психологические и лингвистические характеристики монологической речи 3. Виды монологических высказываний 4. Цели обучения монологической речи в средней школе 5. Уровни сформированности умений монологической речи 6. Единицы обучения монологической речи 7. Пути обучения монологической речи 8. Управление обучением монологической речи
Вопросы к аудитории 1. Вспомните, когда в последний раз вы произносили продолжительную речь (монолог) на родном и на иностранном языках. 2. Согласились ли вы выступать без подготовки: - на международной студенческой конференции? - в ток-шоу на английском языке? - на конкурсе ораторского искусства?
Определение понятия «монолог» Монолог (Е.И.Пасов, И.В.Рахманов, Ш.А.Алхазишвили) – это речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий.
Психологические характеристики монологической речи Монологическая речь Подготовлена, продумана Контекстная, тематическая, наглядная Непрерывная, логичная, последовательная
Лингвистические характеристики монологической речи Монологическая речь Развернутость предложений Усложненный синтаксис (книжно-письменный язык)
Виды монологических высказываний Виды Функции Сообщение (новой информации) Информативная Описание (природы, портрета человека, здания, улицы …) Повествование (цепь взаимосвязанных действий и состояний) Рассуждение (дать обоснование, согласиться / отвергнуть тезис) Воздействие
Виды монологических высказываний в средней школе Виды КлассыОбъем Сообщение, описание, повествование III – IV 4-5 фраз Сообщение, повествование, описание V – VI 6-8 фраз Описание, сообщение, повествование, сравнение VII – VIII 8-10 фраз Описание, повествование, рассуждение, сравнение, оценочное суждение IX – XI фраз
Учащиеся должны уметь: -сообщать информацию в пределах изученного языкового материала; -описывать и сравнивать предметы, людей, факты, явления; -рассказывать об услышанном / прочитанном / увиденном -рассуждать о фактах, событиях, аргументировать свою точку зрения, делать выводы Цель обучения монологической речи в средней школе
Уровни умений монологической речи Уровень репродуктивной / подготовленной монологической речи Как сказать? Учитель О чем говорить? Уровень репродуктивно-продуктивной монологической речи Как сказать? Ученик+Учитель О чем говорить? Уровень продуктивной / свободной монологической речи Как сказать? Ученик О чем говорить?
Связный микро и макротекст Предложение Сверхфразовое единство Единицы обучения монологической речи
«Путь сверху» - исходная единица обучения законченный текст «Присвоение» содержательного плана текста Разнообразные пересказы исходного текста Пути формирования умений монологической речи Изменение ситуативных условий «Путь снизу» - исходная единица обучения предложение Построение коротких высказываний по теме Конкретизация и уточнение сказанного Построение самостоятельного развернутого высказывания
Опоры при обучении монологической речи Опоры Вербальные Изобразительные Содержательные Текст (зрительно) Текст (аудитивно) Микротекст (зрительно) Микротекст (аудитивно) План ВидеофильмКартина Серия рисунков Фотография Смысловые Логико-синтаксическая схема Слова как смысловые вехи Лозунг Афоризм, поговорка Диаграмма СхемаТаблица Цифры, даты Символика ПлакатКарикатура
Спасибо за внимание!