Когда с тобой на этот мир смотрю, то за тебя судьбу благодарю. Когда твоя рука в моей руке, то все плохое где-то вдалеке. Когда плечом к тебе я прислонюсь, я ничего на свете не боюсь... И оттого, что рядом ты со мной, я добрый, я хороший, я живой. Психолого-педагогическое сопровождение д етей в ДОУ
Идея сопровождения Я верю, что каждый ребенок талантлив, способен к развитию и самосовершенствованию. Для меня важно, чтобы годы, проведенные ребенком в образовательном учреждении были годами радости независимо от того, какими способностями и индивидуальными возможностями он обладает.
Характерные проблемы 1. Ухудшение здоровья детей: изменение физического, психического состояния детей, оказывающие отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребенка. 2. Неготовность детей к поступлению в детский сад. 3. Тяжелая адаптация детей к условиям детского сада. 4. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку. некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей; ослабление духовных связей между родителями и детьми и кризисное состояние семейных отношений; отторжение детей из семьи, ведущее к "социальному сиротству" и росту бродяжничества. 5. Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком.
По данным Академии Педагогических наук РФ (2012 г.) До 80% новорожденных рождаются физиологически незрелыми От 83% до 92% имеют неврологическую патологию. Дети-инвалиды: врожденные аномалии (пороки развития) -22,2% психические расстройства – 15,3% болезни нервной системы – 13,9% травмы – 7,1% эндокринные заболевания - 6,8% болезни органов дыхания – 6,5% др. виды патологии – 28,2 %
Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ Детей всех возрастных групп в рамках реализации ФГТ Детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности Все педагоги ДОУ Специалисты: Психолог, логопед, дефектолог Медицинские работники Родители
ст. 44 Гл.1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
ст. 63 Гл. 12 «Семейный кодекс РФ» Родители (законные представители) несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей
Организация ранней комплексной помощи детям помогает в 80% случаев полностью преодолеть нарушения в развитии. Понимание родителями проблем своего ребенка Полное принятие своего ребенка Готовность к сотрудничеству и взаимодействию со специалистами
Психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ Маршрут обучения и воспитания Результативность Первичная диагностика Взаимодействие педагогов и родителей В ДОУ г.Кызыла в работе ПМП-консилиумов занято 129 специалистов разного профиля
Диагностическая работа: Определение адаптации к ДОУ, динамическое наблюдение за усвоением программ Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко) Определение устойчивости и продуктивности внимания Определение уровня мотивации (определение ВПШ) Определение межличностных отношений («Социометрия») Определение общей ориентации в окружающем мире и запас знаний Повторное определение уровня психического развития (экспресс- диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко для подготовительной группы)
Коррекционная и развивающая работа Мероприятия Цели Групповые коррекционные и развивающие занятия Коррекция и развитие речи, познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы Индивидуальные коррекционные развивающие занятия Коррекция и развитие опорно- двигательного аппарата, моторики, сенсомоторики, слухового восприятия Коррекционные развивающие игры и упражнения по преодолению проявлений агрессивности, замкнутости Формирование моделей поведения в ситуации обучения, общения, игры, выход из конфликтов. Игры-занятия, игры-упражнения для развития общения Коррекция коммуникативной сферы Сказкотерапия с детьми, имеющими трудности в личностном развитии Коррекция отклоняющегося поведения Психогимнастика для детей, имеющих трудности в поведении Обучение способам саморегуляции, и навыко общения. Игры на формирование адекватной самооценки ребенка Формирование адекватной самооценки ребенка Индивидуальные занятия по психологической подготовке детей к обучению в школе Подготовка детей к школе
Индивидуальная карта _____ психолого-педагогического сопровождения воспитанников Сведения социального характера 1.Ф.И.О. воспитанника_______________________________________________________________________________ 2. Дата рождения ________________ 3.Адрес:__________________________________ 4. Состав семьи ___________ 4.1 Ф.И.О. матери, год рожд., образов., местораб. ________________________________________________________ 4.2 Ф.И.О. отца, год рожд., образов., местораб.___________________________________________________________ Характеристики Результаты Запас общих знаний и представлений, бытовая ориентация Восприятие цвета величины формы пространственных соотношений Речь понимание обращенной речи экспрессивная речь словарь грамматический строй Память Внимание Мышление Мотивация Самооценка Тревожность Статус в группе Готовность к школе Особенности поведения Психолого-педагогическая информация Заключение: _________________________________________________________________________________________ Рекомендации:________________________________________________________________________________________ Примечание:__________________________________________________________________________________________ Воспитатели:
Система сопровождения групп компенсирующей направленности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ. КОРЕКЦИОННОЕ. ЛЕЧЕБНО- ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ. ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ. диагностический консультативно- просветительский БЛОКИ аналитически й
Образовательный процесс осуществляется на основе дифференцированного и индивидуального подхода, обусловленного данными психолого-медико-педагогического и клинического изучения ребенка. Формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная Системность Непрерывность Вариативность Соблюдение интересов ребенка.
В ГКН созданы оптимальные условия для интеллектуального, эмоционального, физического и социального развития ребенка с ОВЗ, формирование у него личностных качеств, согласно его психофизиологических возможностей. Отношение детей друг другу в большей степени зависит от отношения взрослых к особенным детям Отношение детей друг другу в большей степени зависит от отношения взрослых к особенным детям Родители Специалисты Дети с ОВЗ УВАЖЕНИЕ ДОБРОТА ГИБКОСТЬ МУДРОСТЬ ТЕРПЕНИЕ
Коррекционное направление работы представляет собой систему воздействия на познавательно- речевую и психомоторную деятельность ребенка с ОВЗ в динамике образовательного процесса. Логопедическая ритмика в ДОУ35 Формы работы: индивидуальная, подгрупповая Доступность Возрастная адекватность Сознательность и активность
Групповое занятие с сурдопедагогом в ДОУ34
Каждый ребенок помимо групповых занятий занимается индивидуально
Индивидуальная и групповая работа по коррекции и развитию речи МАДОУ29
Развиваем речь, ставим правильное дыхание, изучаем мир, учимся считать ДОУ31
ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЙ ПРОЦЕСС
Подготовка детей к школе: Психологическая профилактика (психолого- педагогическое знакомство с будущими первоклассниками) Психологическое изучение будущих первоклассников - Определение общей ориентации в окружающем мире и запас знаний - Определение психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению Проведение коррекционно-развивающих занятий (формирование готовности к обучению в школе)
Результативность 45% выпускников ДОУ имеют высокий уровень готовности к школе 40% выпускников ДОУ имеют средний уровень готовности к школе 15% детей нуждаются в коррекционно-развивающих занятиях психолога и логопеда
Спасибо за внимание!