Воспитательные ресурсы учебника русского языка Учитель русского языка и литературы Казанцева Галина Викторовна Муниципальное автономное общеобразовательное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитательные ресурсы в преподавании русского языка и литературы.
Advertisements

Выполнила: Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 9» Ланина Надежда Семеновна.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ 5 Ильясовой А. В. Нравственное воспитание учащихся через систему работы по развитию речи на.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий Урок русского языка в 7 классе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного.
Система патриотического воспитания дошкольников Составитель: Воспитатель: Кузнецова Валентина Николаевна МДОУ «Детский сад 19 р. п. В. Синячиха общеразвивающего.
Научный руководитель: Носова Н.В., зав. кафедрой ЕН и МО ИРО Кировской области, к.п.н.
«Любовь к природе начинается с детства» Воспитатель : Мочалова Римма Александровна 2015 г. муниципальное дошкольное образовательное учреждение-
Анохина Наталья Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский г. Советский, Тюменская область, ХМАО-Югра ПАТРИОТИЧЕСКОЕ.
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.
L/O/G/O Педагогические чтения МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 52 «Родничок»
Программа гражданско- патриотического и духовно- нравственного воспитания. «Социализация личности в современных условиях». Разработала учитель истории.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста БДОУ «Самсоновский детский сад» Тарского муниципального района Омской области Воспитатель 1 квалификационной.
«Русский характер, русская душа» Преподаватель курса Крайнова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение.
Пояснительная записка В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное.
Воспитатель: Пересыпкина Надежда Николаевна. Семья-источник вдохновенья Где рядом взрослые и дети В семье от всех невзгод спасенье Здесь друг за друга.
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.»
Проект по воспитательной работе Подготовила Подготовила Гугнина Юлия Сианиславовна учитель начальных классов МБОУ СОШ 64, г. Новосибирск «Я - гражданин»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с родным краем Выполнила воспитатель МБДОУ 92 Цховребова Юлия Владимировна.
1. воспитание уважения к родному языку; 2. формирование нравственных ценностей; 3. правовое воспитание; 4. воспитание патриотизма через осознание истории.
Транксрипт:

Воспитательные ресурсы учебника русского языка Учитель русского языка и литературы Казанцева Галина Викторовна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Спасская средняя общеобразовательная школа» Томского района с. Батурино

Учебник это книга, не предназначенная для чтения. Б. Шоу Воспитание на уроках русского языка должно органически сливаться с обучением, а учитель - проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов. Привлекая на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, о выборе профессии, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.

В русском языке имеются два типа учебного материала, который можно использовать для воспитания учащихся: во-первых, общие сведения о языке, во-вторых, дидактический материал, служащий для целей обучения. Общие сведения о языке, сообщаемые в начале учебного года в каждом классе, а также в конце учебного года в IX классе, включают темы о месте и роли русского языка в современном мире. Дидактический материал - это тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, темы сочинений, материалы. Дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь и преданность Родине, уважение к другим народам, любовь к родной природе и т.д.

Методы воспитания учащихся на уроках русского языка: - попутные разъяснения учителя, раскрывающие воспитательный смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений; - фронтальная беседа, направленная на разъяснение воспитательного смысла темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения; - словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом, упорными занятиями известных успехов или преодолевающих учебные трудности, собравших интересный материал для уроков русского языка и т.д.; - эмоциональное чтение текстов, используемых на уроке; - внеурочные встречи учащихся с интересными людьми, служащие в дальнейшем материалом для составления предложений и для написания сочинений; - написание сочинений на патриотические, морально-этические, трудовые и другие воспитательные темы.

Работа с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести. Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание. Темы «Синонимы», «Антонимы» в 5 классе.

Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность. На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт. Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете смысл пословицы? 2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности) 3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность) 4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу: Честность нечестность Правдивость лживость Искренность неискренность 5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие. 6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие. 7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях?

При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 7 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения: 1. Никогда Россия ярма не носила. 2. Велика Россия, а отступать некуда. 3. Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4. На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5. Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6. Смелый человек нигде не пропадет. Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре. Д.С.Лихачев Задание к этому тексту: 1. Определите тему и идею текста. 2. Определите стиль речи. 3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.

Тематика текстов в учебниках русского языка в 5 – 9 классов (таблица 1) Тема 5-й класс 6-й класс 7-й класс 8-й класс 9-й класс Природа Культура общения Человек среди людей (взаимоотношения) Родина, отечество, выдающиеся люди Труд, выбор профессии Мир, планета Характер человека Внешность человека Любовь к матери Русский язык 12893

Темы текстов, предпочитаемые учащимися (%) (таблица 2) Тема 5-й класс 6-й класс 7-й класс 8-й класс 9-й класс Взаимоотношения со сверстниками Моя семья, родословная Родина Охрана природы Культура общения

Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

Спасибо за внимание!