ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РЕЧЬ» План 1. Понятие о речи и языке 2. Понятие о слове 3. Функции языка 4. Функции речи 5. Виды речи 6. Физиологическая основа речи 7. Развитие речи 8. Нарушения речи
Речь и язык Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Речь – это язык в действии.
Значение слова значение слова - отношение знака к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.
Личностный смысл слова личностный смысл – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека.
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА ФУНКЦИИ ЯЗЫКА СРЕДСТВО СУЩЕСТ- ВОВАНИЯ,ПЕРЕДАЧИ, УСВОЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО- ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (КОММУНИКАЦИИ) ОРУДИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Функции речи Функции речи СИГНИФИ- КАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ОБОБЩЕНИЯ КОММУНИ- КАТИВНАЯ
ВИДЫ РЕЧИ ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ 1. УСТНАЯ ДИАЛОГ МОНОЛОГ 2. ПИСЬМЕННАЯ ИДЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО АЛФАБЕТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ
Особенности связной устной речи Использование ситуативной речи Трудность формулировки высказывания Замена высказывания мимикой и жестом Трудности при общении с окружающими
Диалогическая речь Умение устанавливать визуальный и речевой контакт, соблюдать этикет во время разговора, нужную тональность Умение четко поставить вопрос Умение слышать ответ, быстро реагировать на него, перестраивать, в случае необходимости, формулировку вопроса Умение управлять диалогом, «не уходить» от поставленной задачи
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕЧИ Я ГОВОРЮ (ЦЕНТР БРОКА) Я СЛЫШУ,РАСПОЗНАЮ, КОНТРОЛИРУЮ СВОЮ И ЧУЖУЮ РЕЧЬ (ЦЕНТР ВЕРНИКЕ) Я СТРОЮ ФРАЗЫ (АССОЦИАТИВНЫЙ ЦЕНТР)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПЕРИОДЫ 1. Доречевой период гуления лепет 2. Первичное освоение языка 3. Овладение языком 4.Совершенствова- ние языка
Задачи уроков развития речи Расширение круга представлений Повышение речевой мотивации Развитие всех сторон речи Организация связных высказываний
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ Афазия Парафазия