Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Способы словообразования Морфологический способ Неморфологический способ
Способы словообразования Морфологический способ Приставочный Приставочно- суффиксальный Суффиксальный Бессуффиксный Сложение
преопасный опасный кое-кто кто выбежать бежать - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе приставки
1. Желток желтый 2. Глазастый глаз 3. Зеленеть зеленый - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе суффикса
1. сокурсник курс 2. переносица нос 3. вчитаться читать Проверь! Нет однокоренного слова «курсник» не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» не суффиксальный способ. -появление новых слов путём одновременного присоединения к основе приставки и суффикса
1. Заплыв заплывать 2. Синь синий 3. Привал привалить Проверь! Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола, а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного, а не наоборот) - появление новых слов без добавления аффиксов.
= слов: вечнозеленый, диван- кровать = корней: сенокос, ледоход = частей слов: зарплата, пединститут = букв: МГУ, МЧС, НТВ = звуков: вуз, МХАТ, ТЮЗ образование новых слов путём соединения двух или более
Способы словообразования Неморфологический способ Морфолого- синтаксический Лексико- семантический Лексико- синтаксический
- появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов Прапорщик(воинское звание) прапорщик (знаменосец) Бригадир (руководитель трудового коллектива) бригадир (воинское звание)
-появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую Столовая (помещение) [ сущ.] столовая (ложка) [ прилаг.] Караул! [ междомет.] караул [ сущ.]
- появление новых слов в результате сращений сочетаний слов Высококачественный высоко + качественный Тотчас тот + час
Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей! От слова дом за 2 минуты образуйте как можно больше слов, определяя при этом способ.
Приставоч ный Суффикса льный Приставочно- суффиксальн ый Сложение
подр..сти, пирож..к, бе..дорожье, пр..грус..ный, пр..глупо, сам..лёт..к, медвеж..нок, пар..ход, тиш.., лес..степь, завис..ливость, ошейник, вв..рху, бег, мор..плаватель ао о о о ете ои ьт е е з Распределите слова по столбикам в зависимости от способа словообразования.
Приставоч ный Суффиксаль ный Приставоч но- суффиксаль ный Сложение подрасти прегрустный преглупо пирожок медвежонок завистливость, самолётик Бездорожь е ошейник вверху пароход лесостепь мореплават ель
Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом 1. Направо 2. Вбежать 3. Переносить 4.Бесполезный
Найдите слово, образованное суффиксальным способом 1. Застелить 2. Нежность 3. Собеседник 4. Нефтепровод
Найдите слово, образованное приставочным способом 1. Теплоход 2. Прабабушка 3. Лесник 4.Глазастый
Найдите слово, образованное бессуффиксным способом 1. Преподавательница 2. Лесостепь 3. Антивоенный 4.Рассказ
Прочитайте предложения и выполните данные ниже задания (1) Повести Василя Быкова – это рассказы очевидца о событиях Великой Отечественной войны. (2) Герои его книг – офицеры и рядовые Советской Армии, которые в тяжёлых, беспощадных условиях смогли остаться верными своему долгу, своей Родине. Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное способом перехода из одной части речи в другую. Укажите способ образования слова рассказы.
Домашнее задание Параграф 16,упр.79, составить тестовые задания по теме «Способы словообразования»