Подготовительный этап к первичному восприятию текста Учитель русского языка и литературы МОУ лицея 48 г. Краснодара Шевцова Светлана Вениаминовна
Упражнение 1 Возьмите карандаши тех цветов, которые будут необходимы для изображения картины, написанной поэтом. Аполлон Майков Рассвет Вот – полосой зеленоватой Уж обозначился восток; Туда тепло и ароматы Помчал со степи ветерок; Бледнеют тверди голубые; На горизонте – всё черней Фигуры, словно вырезные В степи пасущихся коней… ?
Упражнение 2 Изобразите настроение стихотворения. Аполлон Майков Рассвет Вот – полосой зеленоватой Уж обозначился восток; Туда тепло и ароматы Помчал со степи ветерок; Бледнеют тверди голубые; На горизонте – всё черней Фигуры, словно вырезные В степи пасущихся коней…
Пустых небес прозрачное стекло (А. Ахматова) Стекло небес – метафора. Метафора – скрытое сравнение, перенос значения по сходству.
Упражнение 3 Поиск метафоры. Зайчонок и ученик Оба маленькие, любознательные и трусливые. Ученик не выучил урок и боится идти в школу. Ученик перед учителем, как зайчонок перед волком.
Упражнение 4 Что общего в словах? дружба – цветок жизнь – судьба – семья – счастье лампочка – туфли - компьютер
Эпитет – художественное определение, вызывающее зримый образ Золотые листья, очаровательное утро, прекрасная пора, красна девица, душный вечер.
Олицетворение – перенос свойств человека на неодушевлённые предметы, явление природы, животных Ночевала тучка золотая… (М. Лермонтов) И звезда с звездою говорит. (М. Лермонтов)
Упражнение 5 Подберите к существительным глаголы-олицетворения и прилагательные-эпитеты вода берёза лес цветок жемчужная задумчивая первозданный благоухающий бежит дремлет молчит радуется эпитетолицетворение
Как начинать работать над анализом стихотворения.
Уровни анализа стихотворения
Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема? Настроение стихотворения. Как выражается настроение стихотворения? Докажите, приводя примеры тематических групп слов. Как оно построено? Насколько частей можно разделить стихотворение. Как звучит стихотворение (размер, ритм, рифма)? Какие художественные приёмы использует автор (тропы, звукопись, цветопись, повторы, слова одной и той же части речи, использование предложений определенной конструкции). Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения? Какие мысли и чувства хотел донести автор до читателей? Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом. Личное впечатление от стихотворения. Как начинать работать над анализом стихотворения. Алгоритм действий.
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде, – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле…
В стихотворении Тютчева описана природа, начало осени. Это доказывают такие слова, как «в осени первоначальной», «падал колос», «пусто все», «простор везде», «птиц не слышно», «отдыхающее поле». Стоят последние теплые деньки. «День стоит как бы хрустальный», в этом сравнении целая картина. День звонкий, прозрачный, хрупкий, он свеж, чист, красив. Описывается природа, которая ожидает прихода зимы. Но настроение стихотворения торжественное, мелодичное, радостное. До зимних бурь еще далеко. А пока мы наслаждаемся тишиной и покоем. Урожай убрали, поля опустели, человек отдыхает вместе с природой. В сочинении 4 ученик показал умение находить тематическую группу слов, хорошо поработал над раскрытием сравнения «день хрустальный», уловил настроение, определил лирического героя. Сочинение - анализ стихотворения Ф.И. Тютчева
Заключение Уже с первых уроков по лирике мы должны внушить своим ученикам мысль о том, что слово в поэтическом тексте приобретает совершенно уникальное значение. Ибо слово в поэзии, по словам Заходера, это шар, внутри которого находится ещё один шар, гораздо большего размера.