Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт:
Иван Андреевич Крылов «Ворона и Лисица». Сатирическое изображение пороков. (Урок литературы. 5 класс)
Иван Андреевич Крылов Об энциклопедическом знании И.А.Крылова ходили легенды. Его любили, он пользовался известностью, лучшие художники писали с него портреты, известные люди почитали за честь знакомство с ним.
Тема басни – о власти лести над человеческим сердцем – относится к категории «вечных». «Вечные» темы фиксируют повторяющиеся моменты в истории различных народов. Выразительное чтение басни
Исследовательская работа с текстом - Выпишите слова и фразы, которыми рассказчик характеризует Ворону и Лисицу. - Каково лексическое значение слова «взгромоздиться»? Какой мы представляем Ворону? - Каково лексическое значение слова каркнула? - Каково значение слова плутовка? Какое значение приобретает оно в контексте басни? Сочувствует рассказчик Лисице или не одобряет её действия?
Исследовательская работа с текстом - Учитывает ли автор повадки, особенности поведения зверя? - Выпишите слова и фразы, с которыми Лисица обращается к Вороне. В каких произведениях встречаются такие слова? Прямая речь Лисицы насыщена уменьшительно- ласкательными формами, присущими разговорной и народно-поэтической речи. Отчасти И.А.Крылов повторяет слова за А.П.Сумароковым.
Исследовательская работа с текстом - Как характеризует Лисицу такое красноречие? - С кем сравнивает Лисица Ворону в басне И.А.Крылова?
- Какие черты характера героев запечатлели художники? Исследовательская работа с текстом
- Какими мы видим Ворону и Лисицу в изображении художника? Художник Е.Рачев Исследовательская работа с текстом
- Кто из зверей заслуживает большего осуждения – плутовка Лисица или любящая лесть Ворона? Исследовательская работа с текстом
Познакомьтесь с крылатыми выражениями из басен Крылова. Объясните их значение. - «А ларчик просто открывался» («Ларчик») - «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» («Волк и Ягненок») - «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!» («Слон и Моська») - «А Васька слушает да ест» («Кот и Повар») Работа в группах. Задание для 1 группы
Исследовательская работа с текстом Познакомьтесь с крылатыми выражениями из басен Крылова. Объясните их значение. - «Хоть видит око, да зуб неймет» («Лиса и виноград») - «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» («Кукушка и Петух») - «От радости в зобу дыханье спёрло» («Ворона и Лисица») - «Демьянова уха» («Демьянова уха») Работа в группах. Задание для 2 группы
Исследовательская работа с текстом Познакомьтесь с крылатыми выражениями из басен Крылова. Объясните их значение. - «Тришкин кафтан» («Тришкин кафтан») - «Как белка в колесе» («Белка») - «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягнёнок») - «Где силой взять нельзя, там надобна ухватка» («Два мальчика») Работа в группах. Задание для 3 группы
Домашнее задание 1. Прочитать басню И.А.Крылова «Волк и Ягнёнок» и выучить её наизусть. Индивидуальное задание: 1. Нарисовать иллюстрацию к басне.
Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 5 класс. Методическое пособие. М., 2012 г Шаблон презентации – Е.И.Ранько ( ) jpg 3. jpg jpg 9.