Современное языкознание занимается не только изучением и описанием языков мира, но и их классификацией, определением места каждого языка среди языков мира. Классификация языков – это распределение языков мира по группам на основе определенных признаков, в соответствии с признаками, лежащими в основе исследования. В языкознании существует ряд классификаций языков, среди которых основными являются: типологическая (морфологическая) генеалогическая ареальная (географическая)
Типологическая (морфологическая) базируется на понятии сходства (формального/семантического) и различия языков. Она основывается прежде всего на особенностях структуры языков, в частности, на признаках морфологического строения слова, способах соединения морфем и передаче грамматического значения слова. Цель ее сгруппировать языки в крупные классы на основе сходства и грамматической структуры. Генеалогическая классификация основана на определении родственных отношений между языками. При этом доказывается общность происхождения родственных языков. При генеалогической классификации языков прежде всего выясняется степень их родственных отношений и связей. Ареальная (географическая) классификация связана с местом распространения (первоначального или позднего) того или иного языка (или диалекта). Цель ее – определить ареал языка (или диалекта) с учетом границ его языковых особенностей. Основным методом исследования является лингвогеографический.
Типологическая классификация языков возникла позднее попыток генеалогической и исходила из иных предпосылок. Вопрос о «типе языка» возник впервые у романтиков. Именно романтики впервые поставили вопрос о «типе языка». Их мысль была такова: «дух народа» может проявляться в мифах, в искусстве, в литературе и в языке. Отсюда естественный вывод, что через язык можно познать «дух народа». Так возникла замечательная в своем роде книга вождя немецких романтиков Фридриха Шлегеля ( ) «О языке и мудрости индийцев» (1809).
На основе сравнения языков Фридрих Шлегель сопоставил санскрит с греческим, латинским, а также с языками тюркскими и пришел к выводу: 1)что все языки можно разделить на два типа: флективные (языки, которым присуще флективное словоизменение, т. е. словоизменение посредством флексии, которая может являться выражением нескольких категориальных форм (ср.агглютинирующие языки, в которых каждый аффикс служит для выражения только одного грамматического значения). Например, окончание -у в форме пиш-у совмещает в себе значения 1-го лица, единственного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения. Окончание - а в форме доск-а указывает на именительный падеж, единственное число, женский род). аффиксирующие (присоединение аффиксов к корням или основам) 2) любой язык рождается и остается в том же типе 3) флективным языкам свойственно «богатство, прочность и долговечность», а аффиксирующим «с самого возникновения недостает живого развития», им свойственны «бедность, скудость и искусственность»
Разделение языков на флективные и аффиксирующие Ф. Шлегель делал, исходя из наличия или отсутствия изменения корня. Он писал: «В индийском или греческом языках каждый корень является тем, что говорит его название, и подобен живому ростку; благодаря тому, что понятия отношений выражаются при помощи внутреннего изменения, дается свободное поприще для развития... Все же, что получилось таким образом от простого корня, сохраняет отпечаток родства, взаимно связано и поэтому сохраняется. Отсюда, с одной стороны, богатство, а с другой - прочность и долговечность этих языков». «...В языках, имеющих вместо флексии аффиксацию, корни совсем не таковы; их можно сравнить не с плодородным семенем, а лишь с грудой атомов... связь их часто механическая - путем внешнего присоединения. С самого их возникновения этим языкам недостает зародыша живого развития... и эти языки, безразлично - дикие или культурные, всегда тяжелы, спутываемы и часто особенно выделяются своим своенравно-произвольным, субъективно-странным и порочным характером». Ф. Шлегель с трудом признавал наличие аффиксов во флективных языках, а образование грамматических форм в этих языках истолковывал как внутреннюю флексию, желая этим подвести данный «идеальный тип языков» под формулу романтиков: «единство во многообразии».
Брат Ф. Шлегеля - Август-Вильгельм Шлегель ( ), приняв во внимание возражения языковедов( в два типа все языки мира распределить нельзя), переработал типологическую классификацию языков своего брата («Заметки о провансальском языке и литературе», 1818) и определил три типа: 1) флективный. Он показал две возможности грамматического строя: а) синтетическая (аффиксация, внутренняя флексия, ударение, супплетивизм и т. д., т. е. формами самих слов). б) аналитическая (служебные слова, порядок знаменательных слов, интонация). 2) аффиксирующий 3) аморфный (что свойственно китайскому языку, где нет внутренней флексии и регулярной аффиксации)
«Человек является человеком только благодаря языку»; «нет мыслей без языка, человеческое мышление становится возможным только благодаря языку»; язык - «соединительное звено между одним индивидуумом и другим, между отдельным индивидуумом и нацией, между настоящим и прошедшим»; «языки нельзя рассматривать как агрегаты слов, каждый из них есть известного рода система, по которой звук соединяется с мыслью» «каждый его отдельный элемент существует только благодаря другому, а все в целом обязано своим существованием единой всепроникающей силе». Основные предпосылки В. Гумбольдта о языке могут быть сведены к следующим положениям:
Особое внимание уделял Гумбольдт вопросу о форме в языке: форма – это «постоянное и единообразное в деятельности духа, претворяющей органический звук в выражение мысли» «…синтез в духовном единстве отдельных языковых элементов, в противоположность к ней рассматриваемых как материальное содержание». Гумбольдт различает внешнюю форму в языке (это звуковые, грамматические и этимологические формы) и внутреннюю форму, как единую всепроникающую силу, т. е. выражение «духа народа»
В качестве основного критерия определения типа языка Гумбольдт берет тезис о «взаимном правильном и энергичном проникновении звуковой и идейной формы друг другом». Частные критерии определения языков Гумбольдт видел: 1)в выражении в языке отношений (передача реляционных значений; это было основным критерием и у Шлегелей); 2)в способах образования предложения (что показало особый тип инкорпорирующих языков ) 3)в звуковой форме.
Во флектирующих языках Гумбольдт видел не только «внутренние изменения» «чудесного корня», но и аффиксацию, которая осуществляется иначе, чем в агглютинирующих языках. Гумбольдт разъяснил, что китайский язык не аморфный, а изолирующий, т. е. грамматическая форма в нем проявляется не изменением слов, а порядком слов и интонацией, тем самым данный тип является типично аналитическим языком. Кроме отмеченных братьями Шлегелями трех типов языков, Гумбольдт описал четвертый тип - инкорпорирующий. Особенность этого типа языков (индейские в Америке, палеоазиатские в Азии) состоит в том, что предложение строится как сложное слово, т. е. неоформленные корни (слова) агглютинируются в одно общее целое, которое будет и словом, и предложением. Целое - это слово-предложение, где начало - подлежащее, конец - сказуемое, а в середину инкорпорируются (вставляются) дополнения со своими определениями и обстоятельствами. Гумбольдт разъяснял это на мексиканском примере: ninakakwa, где ni - «я», naka - «ед-» (т. е. «ем»), kwa - объект «мяс- ». В русском языке получаются три оформленных грамматически слова я мяс-о ем. Пример из чукотского языка: ты-ата-каа-нмы-ркын - « я жирных оленей убиваю », буквально: «я-жир-олень-убив- делай».
Типологическая классификация Шлейхера указывает три типа в двух возможностях: синтетической и аналитической. Классификация Шлейхера может быть представлена в следующем виде: 1. Изолирующие языки 1) R - чистый корень (например, китайский язык). 2) R + r - корень плюс служебное слово (например, бирманский язык). 2. Агглютинирующие языки Синтетический тип: 1) Ra - суффигированный тип (например, тюркские и финские языки). 2) aR - префигированный тип (например, языки банту). R/a - инфигированный тип (например, бацбийский язык). Аналитический тип: 4) Ra (aR) r - аффигированный корень плюс служебное слово (например, тибетский язык). 3. Флективные языки Синтетический тип: 1) Ra - чистая внутренняя флексия (например, семитские языки). 2) aRª (Rªa) - внутренняя и внешняя флексия (например, индоевропейские, в особенности древние языки). Аналитический тип: 3) aRª (Rªa) + r - флектированный и аффигированный корень плюс служебное слово (например, романские языки, английский язык).
Морфологическая классификация языков Ф.Ф. Фортунатова (1892) - очень логичная, но недостаточная по охвату языков. Ф.Ф. Фортунатов исходным пунктом берет строение формы слова и соотношения его морфологических частей. На этом основании он выделяет четыре типа языков: 1) Агглютинирующие (агглютинативные) 2) Семитские 3) Флективные 4) Корневые
1) «В значительном большинстве семейства языков, имеющих формы отдельных слов, эти формы образуются при посредстве "такого выделения в словах основы и аффикса, при котором основа или вовсе не представляет так называемой флексии, или если такая флексия и может являться в основах, то она не составляет необходимой принадлежности форм слов и служит для образования форм, отдельных от тех, какие образуются аффиксами. 2) «В семитских языках основы слов сами имеют необходимые формы, образуемые флексией основ, хотя отношение между основой и аффиксом в семитских языках такое же, как и в языках агглютинативных». 3) «К третьему классу в морфологической классификации языков принадлежат языки индоевропейские; здесь существует флексия основ при образовании тех самых форм слов, которые образуются аффиксами, вследствие чего части слов в формах слов, т. е. основа и аффикс, представляют здесь по значению такую связь между собою в формах слов, какой они не имеют ни в языках агглютинативных, ни в языках флективно-агглютинативных». 4) «В корневых языках не существует форм отдельных слов. К таким языкам принадлежат языки китайский, сиамский и некоторые другие. Корень является не частью слова, а самим словом, которое может быть не только простым, но и непростым (сложным)». В этой классификации нет инкорпорирующих языков, нет грузинского, гренландского, малайско-полинезийских языков, что, конечно, лишает классификацию полноты, но зато очень тонко показано различие образования слов в семитских и индоевропейских языках, что до последнего времени не различалось лингвистами.
Э. Сепир сделал попытку дать «концептуальную» классификацию языков, исходя из мысли, что «всякий язык есть оформленный язык», но что «классификация языков, построенная на различении отношений, чисто техническая» и что нельзя характеризовать языки только с одной какой-то точки зрения. Поэтому в основу своей классификации Э. Сепир ставит выражение разного типа понятий в языке: 1)Корневые 2)Деривационные 3)Смешанно-реляционные (значения отношений могут выражаться в самих словах (путем их изменения) совместно с лексическими значениями) 4)Чисто реляционные (значения отношений могут выражаться отдельно от слов, например, порядком слов, служебными словами и интонацией).
Второй аспект у Э. Сепира - это «техническая» сторона выражения отношений, где все грамматические способы сгруппированы в четыре возможности: а) изоляция (т. е. способы служебных слов, порядка слов и интонации) b) Агглютинация с) фузия (автор сознательно разделяет два вида аффиксации, так как их грамматические тенденции очень различны) д) символизация, где объединены внутренняя флексия, повтор и способ ударения. Третий аспект - это степень « синтезирования » в грамматике в трех ступенях: аналитическая, синтетическая и полисинтетическая, т. е. от отсутствия синтеза через нормальное синтезирование к полисинтетизму как «сверхсинтезированию». Э. Сепиру удалось очень удачно охарактеризовать 21 язык, но из всей его классификации не ясно, что такое «тип языка».
Основной тип ТехникаСтепень синтеза Пример А. Простые чисто реляционные языки Изолирующий Изолирующий с агглютинацией Аналитический Китайский, аннамский (въетнамский), эве, тибетский Б. Сложные чисто реляционные языки Агглютинирующий, Изолирующий Аналитический Полинезийские Агглютинирующий СинтетическийТурецкий Фузионно- агллютинирующий Синтетический Классический Тибетский Символический АналитическийШиллук В. Простые смешанно- реляционные языки Агглютинирующий СинтетическийБанту Фузионный АналитическийФранцузский Г. Сложные смешанно- реляционные языки Агглютинирующий ПолисинтетическийНутка Фузионный Аналитический Английский, латинский, греческий Фузионный, Символический Чуть синтетический Санскрит 4)Символико- фузионный Синтетический Семитские Типологическая (морфологическая) классификация языков Э. Сепира
Вопрос о типологической классификации языков, таким образом, не разрешен, хотя было много написано на эту тему. Одно остается ясным, что тип языка надо определять, прежде всего, исходя из его грамматического строя, наиболее устойчивого, а тем самым и типизирующего свойства языка. Необходимо включать в эту характеристику и фонетическую структуру языка, о чем еще писал Гумбольдт, но не мог этого осуществить, так как в то время не было фонетики как особой языковедческой дисциплины.