Выбор стратегии развития системы социальной защиты детства в Томской области 2007
Бюджетирование по результатам Проведение cost-benefit analysis: обоснование стратегии: соизмерение затрат и результатов сравнение 2 разных стратегий, различающихся по затратам, но приводящих к одному результату сравнение 2 стратегий, различающихся и по стоимости, и по результатам (benchmarking): необходимо оценить затраты, спрогнозировать результаты Принятие политического решения Бюджетирование
Существующая модель социальной защиты детства (стратегия отсутствия изменений): Выявление детей, нуждающихся в защите, на поздних стадиях кризиса Устройство: устройство под опеку (50%) устройство в детские учреждения (30%) устройство в приемные семьи (1%) устройство в семьи усыновителей (5%) Выплаты замещающим родителям и детям oПрофилактика отсутствует
Томская модель (альтернативная): Профилактика социального сиротства = раннее выявление, сопровождение кровных семей Устройство детей, лишенных родительского попечения: под опеку – 60% временные приюты – 5% в приемные семьи – 32% в семьи усыновителей – 3% Выплаты замещающим семьям Сопровождение замещающих семей Адаптация выпускников oОтказ от интернатов
Как измерить эффективность стратегии/модели? Это зависит от цели: можно измерять объемом проделанной работы - число спасенных от семьи детей, число родителей, лишенных родительских прав можно измерять по результатам или по «анти-результатам», тогда число изъятых из семьи детей =число неудач системы профилактики
средняя
Ожидаемые социально значимые результаты перехода к Томской модели: Профилактика: вероятность стать социальными сиротами снижается за 10 лет на 30% Сопровождение замещающих семей: вероятность трудоустройства повышается в 2 раза (до 60%) Адаптация выпускников: вероятность трудоустройства повышается в 2 раза (до 60%) 2 варианта учета производительности труда бывших сирот: (1)ниже средней; (2) не отличается от средней
Жизненные маршруты сирот Дети, лишившиеся родительского попечения, (1240 в 2005) Врем. приюты: через них проходит в 2 раза больше детей, чем вновь выявлено сирот Опекунские семьи Интернаты Усыновители Приемные семьи ПТУ2 Работа Неустроенные Безработные Лишение свободы Выпускники выход Дети в группе риска (20 тыс. в 2005) ПТУ1 Работа Выпускники
Новые услуги и их полезный эффект Дети, лишившиеся родительского попечения, (1240 в 2005) Врем. приюты: через них проходит в 2 раза больше детей, чем вновь выявлено сирот Опекунские семьи Интернаты Усыновители Приемные семьи ПТУ2 Работа Неустроенные Безработные Лишение свободы Выпускники выход Дети в группе риска (20 тыс. в 2005) ПТУ1 Работа Выпускники профилактика сопровождение адаптация
Как понять, какая из двух систем дешевле для бюджета? оценить численность сирот в том и другом сценарии оценить стоимость начальных затрат в сценарии реформы оценить стоимость услуг по профилактике социального сиротства (новые услуги) сравнить стоимость содержания детей в семьях и в интернатах сравнить структуру устройства детей по разным формам в том и другом сценарии
Прогнозирование численности сирот
Оценка начальных затрат в сценарии реформ
Состав начальных затрат в сценарии реформ: Затраты на проведение административной реформы Стоимость перепрофилирования учреждений - опыт конкр. ДД Начальные затраты по новым услугам - на основе регламентов услуг Стоимость рекламной поддержки реформы – экспертная оценка
Начальные и управленческие расходы в сценарии реформ, млн. руб., в ценах 2005 г.
Оценка стоимости услуг по профилактике социального сиротства
Стандарты услуг минимальный стандарт или стандарт- идеал? материально-технические стандарты и стандарты качества обслуживания национальные стандарты (2), региональные стандарты, стандарты учреждений регламенты услуг ARO = промежуточные стандарты
Примерная структура регламента Наименование услуги Целевая группа Соответствие международным, национальным, региональным стандартам Порядок и условия оказания услуги (оценка потребности, описание методологии) Материальное и кадровое обеспечение Необходимый минимальный объем обслуживания Критерии оценки качества Порядок супервизии и управления, потребность в рекламе
Затраты по регламенту: на центр формирования затрат (учреждение, район) и/или на потребителя (на 1 ребенка, на одну семью) Информация по ценам/тарифам: - регламенты - стат.сборники - отчет по штатам и контингентам (зарплаты) - материалы проектов ARO (экспериментальные площадки) Затраты стартовые (разовые) и рекуррентные Рекуррентные: ФОТ, налоги на ФОТ, потребление товаров и услуг, клубная деятельность, повышение квалификации, амортизационные отчисления (модульный принцип) Расчет стоимости услуг по регламентам
количество существующих центров формирования затрат: школ, ЦРБ, ДЮСШ, ДД... мощность учреждений привязка учреждений к районам (районные коэффициенты к ФОТ, стипендиям, пособиям) Расчет стоимости услуг по области
Районная привязка ДД, ДР, интернатов для сирот
Районная привязка учреждений соцобслуживания
36 млн. начальных затрат 140 млн. ежегодных (рекуррентных) затрат Стоимость сопровождения 1 ребенка из группы риска ( чел. ) составляет порядка 7 тыс. руб. в год Стоимость услуг:
Стоимость содержания сирот в интернатах и в семьях
Формы содержания детей и их стоимость руб. на ребенка в год + выплата при выпуске из интерната или устройстве в семью Дом ребенка: Детский дом, интернат ПТУ (только доп. расходы) Приемная семья: Опекунская семья: Усыновители02 000
Длительность пребывания детей в разных формах устройства По данным сайта USYNOVITE.RU(8 мес. наблюдений): информация в БД: имя, пол, дата рождения детей, нуждающихся в семейном устройстве обновление БД: 1 раз в 2 недели помесячное сравнение состава БД: в каком возрасте попадают в БД, в каком - снимаются с учета расчет вероятности входа и выхода из системы
Удельный вес разных форм устройства в двух стратегиях
Так какая стратегия дешевле?
Основные результаты: В 2005 г. на содержание детей в интернатах млн. руб. на выплаты – 390 млн. руб на профилактику - 0 В 2020 г. на содержание детей в интернатах – 130 млн. руб. на выплаты – 300 на профилактику – 130 млн. руб. на управление – 50 млн. руб. ЭКОНОМИЯ= 310 млн. руб.
310 млн. руб. экономии
Оценка экономического эффекта реформы 2 варианта оценки: верхняя и нижняя: верхняя: работающие выпускники интернатов имеют более низкую производительность по ср. со среднедушевой (как в швейном производстве); потери= разности между средней производительностью и производительностью выпускников нижняя: от работающих выпускников потери не возникают (хорошо ли, плохо ли, но они работают); потери возникают только от неработающих выпускников и лиц, находящихся в местах лишения свободы. Потери – в объеме добавленной стоимости на 1 занятого в швейном производстве Результат: 0,7%< потери < 2,5% ВРП
Вывод Сценарий реформ по всем критериям лучше базового сценария: меньше сирот, меньше нагрузка на бюджет, сокращение экономических потерь Решение о том, какую стратегию выбрать, все равно будет зависеть от политической воли (необходимость увольнять людей, закрывать учреждения, высокие начальные затраты), но проведенный анализ позволяет сделать выбор более обоснованным