Что должен знать взрослый, начиная обучать ребёнка основам грамоты
Основные положения: Фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ, синтез, представления, фонематический слух) – основа успешного овладения ребенком правильным произношением, чтением и письмом. Обучение русской грамоте осуществляется по звуковому аналитико–синтетическому методу. Обучение грамоте необходимо осуществлять звуковым методом. Это значит, что ребенок должен сначала усвоить не названия букв, а обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ»; Н, НЬ, а не «эн»; Л, ЛЬ, а не «эль» и т.д. Звуки, а не буквы помогут ребенку в синтезе слогов и слов. Только после освоения послогового чтения ребенка можно познакомить с названиями букв, с алфавитом.
Например: ЛАК= «Эль АКа» ШУМ=«Ша УЭм»
Звук Звук мы слышим и произносим (говорим) Звук произносим кратко, без призвуков («Б!», а не «БЭЭ») Буква Букву мы видим (читаем) и пишем Букву называем так же как звук!!! Названия букв (алфавит) «Ка», «Эль», «Ша» ребенок будет учить в школе!
При обучении ребенка говорим правильно: Какой звук мы слышим первым в слове? Какую букву ты видишь? Скажи звук… Напиши букву…
Звуки речи делятся на гласные и согласные
Гласные Гласные Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а.., у-у-у...При произношении гласных рот в различной степени (но обязательно!) открыт.
Гласные (красный) 6 звуков [А] [О] [У] [Ы] [Э] [И] 10 букв А О У Ы Э И Я = [ЙА] Ё = [ЙО] Е = [ЙЭ] Ю= [ЙУ]
Согласные Согласным называется звук, при произнесении которого возникает какое-либо препятствие в артикуляционном аппарате (губы, язык). Некоторые согласные звуки можно произносить длительно (м-м-м…, р-р-р…), но пропеть их нельзя.
Звонкость – глухость согласных Парные: Непарные [Б]-[П] звонкие: [В]-[Ф] [Л] [М] [Н] [Р] [Й] [Г]-[К] глухие: [Д]-[Т] [Х] [Ц] [Ч] [Щ] [Ж]-[Ш] [З]-[С] Проверяем: рука к горлу, зажать уши.
Твердость – мягкость согласных Твердые – синий квадрат Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими: [Б], [Б], [В], [В], [Г], [Г], [Д], [Д], [К], [К], [Л], [Л], [М], [М], [Н], [Н], [П], [П], [Р], [Р], [3], [З], [Т], [Т], [Ф], [Ф], [X], [Х]. Всегда твердые: [Ж], [Ш], [Ц]. Всегда мягкие: [Й], [Ч], [Щ]. К сожалению, нет способа проверки твердости или мягкости согласного звука. Ребенок может научиться различать твердые и мягкие согласные только на слух, с помощью тренировки. Мягкие – зелёный квадрат
Трудности при обучении: 1. Гласные Я,Ю,Е,Ё,И – «волшебницы» смягчают предыдущий согласный: ЛУК – ЛЮК, РЫСЬ - РИС Мягкий и Твердый знак звука не дают Твердые согласные обозначаются синим цветом, мягкие – зелёным.
2. Гласные Я,Ю,Е,Ё обозначают два звука: в начале слова: ЕЛ - МЕЛ после мягкого и твердого знака: ЛЬЮТ – ЛЮД ОБЪЯВЛЕНИЕ - ОБЯЗАННОСТЬ после гласной буквы: ФАЯ - ВАЛЯ Трудности при обучении:
3. Ослабление и изменение звучания гласных в безударной позиции (РЕДУКЦИЯ). При звуковом анализе мы изменяем звуковой облик слова без оглядки на правописание. КАРОВА= КОРОВА При обучении грамоте дошкольников используются только слова, написание которых не отличается от произношения
4. Оглушение согласных звуков. Парные звонкие согласные оглушаются (произносятся как глухие) на конце слов (сугро[п]) и перед глухими согласными (сла[т]кий). При обучении грамоте дошкольников используются только слова, написание которых не отличается от произношения Трудности при обучении:
Слоги Слог – сложение ГС Обратный, закрытый Начинать обучение чтению необходимо с обратного слога, т.е. слога-сложения (АП, ИР, ОТ и т.д.) С точки зрения логопедов, этот вид слога легче усваивается детьми, поскольку не требует подстройки органов артикуляционного аппарата друг под друга, как в случае произнесения слога-слияния. Слог – слияние СГ Прямой, открытый Слияние всегда можно пропеть, так как последним обязательно стоит гласный звук (ПА, РИ, ТО и т.д.). Слияния бывают мягкими, если согласный звук в них мягкий (НИ), и твердыми, если согласный твердый (НЫ).
АА М Ребенка учат протяжному послоговому, а не побуквенному чтению!!!! (не А! М!=АМ, а АААМММ!!!!)
ММ А Ребенка учат протяжному послоговому, а не побуквенному чтению!!!! (не М!А!=МА, а МММААА!!!!)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! Презентацию подготовила: Учитель-логопед Кожемякина Н.М.