Школьное и домашнее образование в Киевской Руси
Киевский- с X по XIII в. Московский – с XIV по XVII в
Введение христианства, под влиянием Византии (крещение Руси в 988 г. Князем Владимиром) имело большое значение для развития культуры, прежде всего письменности, архитектуры и искусства, обогащения внешнеполитических связей и торговли. Возникла потребность в подготовке грамотных людей для церковного служения. Содержание обучение едино для всех сословий. Первые учителя: греки, позже священники. Цель: обучение благонравию, чистоте и смирению.
Средствами воспитания были: выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов: заучивание молитв: соблюдение постов; беспрекословное повиновение воле старших, духовенства и правителей; физические наказания Таким образом X в. и вплоть до XVIII в. на Руси царила церковно-религиозная педагогика, которая характеризуется преобладающим положением церкви в просвещении народа.
Главной почитаемой книгой русского народа на многие века стала ветхозаветная Псалтырь. Важной особенностью древнерусской культуры и образования было то, что языком богослужения, литературы и школы стал родной, славянский(азбука кирилица). Создателями славянской письменности Кириллом и Мефодием одновременно был осуществлен перевод основных богослужебных книг и учебной литературы с греческого на славянский язык, что способствовало распространению религии и стимулировало процесс обучения грамоте.
Начальное обучение; «школы учения книжного»; «училище»
Осуществляли «мастера грамоты»XIIв.(монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица), которые занимались обучением детей, часто совмещая педагогическую деятельность с другой профессией. Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю. На занятиях по математике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре арифметических действия.
Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум. 1015) в Киеве в 988 году. Она считалась учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т. е. умели писать и читать. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием ("учили чести"). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с 7 лет. Родители платили за обучение
"Учение книжное" давало элементарное и повышенное образование. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе. Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает.
Грамматика: учение о восьми частях речи, сведения по этимологии, о грамматических категориях, о поэтической образности языка. В содержание этого предмета входило также изучение и толкование текстов Священного писания: Евангелия, Псалтыри и некоторых библейских книг. Риторика – обучению навыкам красиво говорить и писать. Диалектика-начало философии.
Знакомство с грамотой происходило с помощью буквослагательного метода, заимствованного из византийской школы: I. Наименование букв в азбучной последовательности: а – аз, б – буки, в – веди, г – глаголь, д – добро и т.д. II. Написании букв на вощеных дощечках или вычерчивали их острым «писалом» на бересте III. Обучение чтению и написанию слогов (складов): буки-аз – ба; веди-аз – ва; глаголь-аз – га и т.д. IV. Из слогов складывались слова V. Чтение и переписывание молитв, псалтырных текстов
Обучение арифметике на начальном уровне в Древней Руси состояло в овладении нумерацией, а на повышенном заключалось в счете на абаке. Детей знакомили с так называемым цифровым алфавитом (а – 1, б – 2, в – 3 и т.д.), т.е. с буквенной записью цифр. Такому алфавиту учили последовательно, по частям. На следующем этапе ученики осваивали действия: удвоения, раздвоения (теперь не использующиеся), вычитания, сложения, умножения и деления.
Ярослав Мудрый организовал библиотеку при киевском Софийском соборе. Она включала в себя переводные произведения с греческого и с древнеболгарского. Для переписки книг Ярослав привлек большое количество писцов. Именно в это время рождалось уважительное отношение славян к книге. Дошедшие до нас около 500 рукописей XI - XIII вв. - лишь малая толика богатства, которым располагали древнерусские книжники.
В конце XI в. при женском монастыре Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу; в XIII в. в Суздале также было учреждено женское училище. Вначале подобные училища создавались государством при княжеских дворах, но вскоре с упрочением церковной организации на Руси они постепенно переходили в ведение церкви.
Главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в «изборниках» (хрестоматиях) того времени. Одной из подобных книг, дошедших до нашего времени, является «Изборник Святослава» (1073), материал которого взят из ряда религиозных источников ("Притчи Соломона", "Премудрости Иисуса – сына Сирахова"
Князь Владимир Мономах ( ) неоднократно повторяет советы не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, учиться. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально- родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей).
В конце XI в. при женском монастыре Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу; в XIII в. в Суздале также было учреждено женское училище. Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. Зачинателем таких монастырских центров считается русский, просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский (1314–1391). В них учились не только лица, готовившиеся к принятию духовного звания, но и просто желавшие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получили элементарное образование и воспитание значительное число русских людей.
Педагогическая мысль Киевской Руси нашла свое письменное выражение в различных документах XI - XIII вв., в том числе и юридических. "Русская Правда" - важнейший памятник древнерусского права - представляет собой законодательный свод, составленный из княжеских уставов и частично из византийских рукописных источников.
В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники. Семейное воспитание детей в этот период по- прежнему строилось на основе народных традиций, правда, стала заметной тенденция взять его под государственный контроль. Так, в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни
Один из наиболее ранних памятников древнерусской письменности - Устав Ярослава Мудрого, составленный в гг. первый кодекс семейного права. Он сыграл большую роль в регулировании семейно- брачных отношений на Руси. Статьи Устава охватывают широкий круг социальных вопросов: охрана чести и достоинства женщины-матери, повышение ответственности обоих родителей за воспитание своих детей и установление гуманных отношений в семье, создание юридических механизмов защиты сиротства и предупреждения полусиротства.
В результате нашествия монголо-татар ( ) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие-монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники
Спасибо за внимание!
1. К каким векам можно отнести Киевский период становления образования на Руси? 2. Кто такие «мастера грамоты»? Где и чем они занимались? 3. Кто и когда открыл первую «школу учения книжного»? 4. Чем известен Ярослав Мудрый? 5. На чем основывалось домашнее образование в Киевской Руси?