Родился Варфоломей в Ростовской области На том месте, где родился Сергий, построен Варницкий монастырь Варницкий монастырь
Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно Однажды отец послал его искать лошадей. …когда он послан был отцом своим Кириллом искать скот, он увидел некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося По окончании молитвы старца Варфоломей сообщил ему о своем желании знать грамоту и неспособности одолеть ее, а затем попросил его помолиться Богу. После усердной молитвы старец подал мальчику кусок святой просфоры, Варфоломей же «открыл уста и съел то, что ему было дано», получив от старца предсказание, что с этого дня он будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников, которое вскоре и подтвердилось [8]пресвитера Богупросфоры [8]
Через какое-то время сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж.Радонеж
Ещё при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни; достигнув двадцатилетнего возраста, он решился постричься в монахи. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: «братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости». Ждал он недолго: через два-три года он похоронил отца и мать,, которые, следуя распространённому в то время на Руси обычаю принимать иночество под старость, незадолго до смерти тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьково-Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским ].схиму Хотьково-Покровском монастыре ]
После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы [11][15]. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года [.Кончуры 1335 года Святой Троицы [11][15]Богоявленский монастырьпостриг Сергия и Вакха
В 1342 год считают датой образования обители (впоследствии Троице- Сергиева лавра); Сергий был её вторым игуменом (пер вый Митрофан) и пресвитером (с 1354 года). Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример Троице- Сергиева лавраигуменомпресвитеромподаяние
По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя в 1356, нижегородского в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича [11] Куликовской битвы Дмитрия Иоанновича [11]
Как сообщает первый жизнеописатель преподобного Сергия, битве с Мамаем предшествовала встреча князя Димитрия с преподобным Сергием: «Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены» Великий князь Димитрий, впоследствии известный как Дмитрий Донской, «пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий муж добродетельный и даром пророческим обладает». Преподобный Сергий, согласно Епифанию, ответил:первый жизнеописатель Мамаем Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься. Получив от преподобного Сергия благословение, великий князь «ушел из монастыря и быстро отправился в путь». Отметим тот факт, что Сергий, согласно Епифанию, своим ответом (вопреки распространенному мнению) не предрёк великому князю безусловную победу и спасение от смерти, поскольку этот ответ содержал слова «если Бог поможет тебе» и по этой причине не был пророчеством. Лишь позже, когда русские воины, выступившие в поход, увидели войско «татарское весьма многочисленное» и «остановились в сомнении», «размышляя, что же делать», неожиданно «появился гонец с посланием от святого», в котором говорилось : Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, обязательно поможет тебе Бог.
Чудо до рождения В частности, как сообщает Епифаний, одно из этих чудес предшествовало рождению будущего святого ] : И свершилось некое чудо до рождения его: случилось нечто такое, что нельзя молчанию предать. «Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды дело было в воскресенье мать его вошла в церковь, как обычно, во время пения святой литургии», и перед чтением Евангелия «внезапно младенец начал кричать в утробе матери». Перед пением «Иже херувимы» крик повторился: «внезапно младенец начал вторично громко кричать в утробе, громче, чем в первый раз», а в третий раз младенец громко закричал после возгласа иерея: «Вонмем, святая святым!»литургии ЕвангелияИже херувимыиерея
Нестеров М. В.Нестеров М. В. «Труды Сергия Радонежского» (триптих, центральная часть)