«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» Автор: учитель – логопед Шилова Ольга Валерьевна, первая квалификационная категория Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 281 комбинированного вида» , г. Новосибирск, ул. Гоголя 221/1, т
Ф ОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ Использование наглядных моделей на для совершенствования мелкой моторики Самомассаж и пальчиковая гимнастика
Использование наглядных моделей на для совершенствования артикуляционной моторики Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Использование наглядных моделей на для совершенствования динамической стороны речи (темп, ритм, паузация) Отстукивание простых и акцентированных ритмов
Использование наглядных моделей на для развития интонационной выразительности речи Развитие силы голоса
Изменение высоты и силы голоса в зависимости от интонации (восклицательная – невосклицательная)
Постановка звуков Использование графических моделей артикуляционных укладов
Автоматизация звуков Использование символов (Т.А.Ткаченко) и моделей звуков (В.М.Акименко)
Дифференциация звуков Использование графических моделей звуков (по В.М.Акименко)
Формирование слоговой структуры Использование наглядных моделей слов разной слоговой структуры (по Т.А.Ткаченко)
Ф ОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ Формирование фразовой речи: употребление предложно-падежных конструкций Составление предложений по готовой модели (по Н.Е.Ильяковой) Моделирование схемы с последующим составлением предложения
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Формирование представлений о звуке и букве Моделирование основных характеристик звука и буквы
Звуковой анализ с использованием наглядных моделей («Школа 2100») Выделение временной последовательности звуков с помощью звуковых символов
Использование логико-пространственных моделей звукового строя русского языка (по Д.Б. Эльконину) Дифференциация звуков по типу гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий - глухой
Синтез обратных и прямых слогов Моделирование слогов с использованием символов звуков («Школа 2100»)
Звуко-буквенный анализ и синтез прямых слогов и слов Моделирование слогов и слов с использованием линейки Аббаки
Слоговой анализ Деление слов на слоги с опорой на наглядную модель
Звуко-слоговой анализ и чтение слогов Моделирование слова по начальным слогам в названиях картинок (слоговое лото Л.м.Козырева)
Анализ предложения Чтение и подбор предложений к их графическим моделям
Р АЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Формирование навыков пересказа повествовательного текста Моделирование временной последовательности сюжетных картинок для последующего пересказа Пересказ с опорой на заданную временную модель в виде серии сюжетных картинок
Пересказ рассказа по готовой схематичной графической модели Пересказ рассказа с предварительным установлением порядка серии схематических изображений Пересказ с самостоятельным рисованием и составлением временной графической модели
Пересказ текста цепной структуры с опорой на вертикальную пространственно-временную модель (по В.К.Воробьёвой)
Составление рассказа по сюжетной картине Использование готовой последовательности наглядных моделей для составления рассказа
Формирование навыков составления описательного рассказа Описание предмета с опорой на модель из графических символов и предметных картинок
Описание с опорой на лучевую модель описательного рассказа (по В.К.Воробьёвой)
П ЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ПРОЕКТА МЕСЯЦ НЕДЕЛЯ ЛЕКСИЧЕС- КАЯ ТЕМА ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ ОКТЯБРЬ 1. «Золотая осень» «У Осени в гостях» «Звук и буква У», выделение из [у] ряда гласных, начального ударного [у] в словах. Знакомство с наглядными моделями звука [у]. Согласование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ с существительными мужского и женского рода, группировка предметов с опорой на наглядные модели слов мужского и женского рода (предметные картинки Таня и Ваня). Пересказ короткого рассказа с опорой на его временную графическую модель. *Н.С.Жукова [ 2 ], с.281, рассказ «Осень» (2) 2. «Овощи» «Звук и буква И», выделение [и] из ряда гласных, начального ударного [и] в словах. Знакомство с наглядными моделями звука [и]. Винительный падеж существительных единственного числа: составление трёхсловных предложений, моделирование предложений по графической схеме и двум предметным картинкам. Формирование ориентировки в смысловой цельности рассказа: сопоставление повествовательного рассказа и набора слов. Пересказ короткого рассказа с опорой на его временную графическую модель.. *Н.С.Жукова [ 2 ], с.281, рассказ «Работа на огороде»
И НДИВИДУАЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ