Ржевская Светлана Ивановна
Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи
Нарушение речи – это отклонения в речи говорящего от языковой нормы.
Причины недостатков речи детей с недоразвитием интеллекта
Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга.
Функциональные причины связаны с нарушениями в ЦНС процессов возбуждения и торможения.
Психогенные причины – воздействие эмоционального потрясения, психологические переживания.
Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды.
Нарушения речи у школьников с недоразвитием интеллекта носят системный характер.
Снижена потребность в речевом общении.
Дети не различают звуки речи, не разграничивают слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.
Речь у большинства детей с недоразвитием интеллекта развивается с большим отставанием.
Запас слов крайне ограничен.
Связная речь на низком уровне развития.
У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения являются полиморфными.
Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, замедленная, или ускоренная, голос тихий, слабый или крикливый, резкий. Бывают случаи полного отсутствия голоса.
Нарушение речи у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕРЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести).
При регулярной, систематической коррекционно- логопедической работе к старшим классам, у большинства обучающихся, коррекционных школ VIII вида происходит коррекция речи.
Происходит коррекция звукопроизношения, нормализуется темп и ритм, наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи.
Однако грамматический и смысловой уровни развития речи никогда не достигают нормы.
В нашей школе логопедические занятия посещают обучающиеся с 1 по 7 классы.
Содержание логопедического занятия
1. Развитие общих речевых навыков.
2. Развитие общей моторики; координации движений.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие высших психических функций.
Артикуляционная гимнастика. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
6. Работа над слоговой структурой слова.
7. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.
8. Развитие лексико- грамматического строя и связной речи.
9. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение нарушений чтения и письма, развитие графомоторных умений, обучение грамоте.
Совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Выступления учителя- логопеда на общешкольных родительских собраниях Проведение индивидуальных консультаций логопеда Проведение открытых занятий и логопедических утренников Проведение практикумов и тренингов, направленных на обучение родителей приемам коррекции речи детей Работа «Школы для родителей, имеющих детей-инвалидов» Информационные стенды Выпуск памяток и методичек для родителей по развитию и коррекции речи детей Издание коррекционно- логопедического журнала «Болтунишки»
Благодарю за внимание!