Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Р ЕЧЬ – СИСТЕМА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ КОМПОНЕНТОВ : - фонетический (звукопроизношение) - фонематический - лексический - грамматический - связная речь
Ф ОНЕМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ КОМПОНЕНТОВ : Слухопроизносительная дифференциация фонем Фонематический анализ Смыслоразличительная дифференциация фонем
1. С ЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ ( ИЛИ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ) – ЭТО ПРОЦЕСС УЗНАВАНИЯ И РАЗЛИЧЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ. ФОРМИРУЕТСЯ К 2 ГОДАМ, ПО ПОДРАЖАНИЮ ( ВЗРОСЛОМУ, ЗВУКАМ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ ).
2. Ф ОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ – ЭТО РАЗЛОЖЕНИЕ СЛОВА НА СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕГО ФОНЕМЫ. Ф ОНЕМАТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ – ЭТО УМСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ПО СИНТЕЗУ ЗВУКОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА, СЛИЯНИЮ ЗВУКОВ В СЛОВО. Н А ОСНОВЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФОРМИРУЮТСЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ( О ФОНЕМНОМ СОСТАВЕ СЛОВА ). Р ЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ИЗ КАРТИНОК ОТОБРАТЬ ТОЛЬКО ТЕ, В НАЗВАНИЯХ КОТОРЫХ СОДЕРЖИТСЯ ЗАДАННЫЙ ЗВУК, ЛИБО НАХОДИТСЯ В КАКОЙ - ТО ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПОЗИЦИИ.
3. С МЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ. В ОНТОГЕНЕЗЕ РАЗВИВАЕТСЯ НА ОСНОВЕ СОХРАННЫХ РЕЧЕВЫХ АНАЛИЗАТОРОВ И НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ( ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ). Р ЕБЕНОК ТЕМ ЛУЧШЕ РАЗЛИЧАЕТ СЛОВА ПО СМЫСЛУ, ЧЕМ БОЛЕЕ РАЗВИТ ЛЕКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ И ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА.
У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ОТМЕЧАЕТСЯ НЕДОРАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. Н ЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ ФОНЕМ ВЕДЕТ К ЗАМЕНАМ И СМЕШЕНИЯМ ЗВУКОВ. С МЕШИВАЮТСЯ ОБЫЧНО СЛЕДУЮЩИЕ ФОНЕМЫ : ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ; ЛАБИАЛИЗОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ ; СОНОРНЫЕ ; СВИСТЯЩИЕ И ШИПЯЩИЕ ; АФФРИКАТЫ СМЕШИВАЮТСЯ КАК МЕЖДУ СОБОЙ, ТАК И С ЛЮБЫМ ИЗ СВОИХ КОМПОНЕНТОВ.
Д ЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Распознавание дефектного или правильного произношения в чужой речи (взрослого или ребенка). Развитие фонематического слуха в играх: «Поймай звук», «Хлопни в ладоши», «Подними сигнал», «Топни» и т.п., если услышишь заданный звук.
Определение наличия заданного звука в слове. поднять руку (или флажок и т.п.) на заданный звук в слове. Взрослый называет слова, дети внимательно слушают. отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук. «Чудо дерево». Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук. Отобрать (а позднее и назвать) картинки с изображение овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется соответствующий звук.
Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука. Определение последовательности и количества звуков в слове. Определение места звука по отношению к другим звукам. Проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука (назови «соседей» звука).
Н ЕОБХОДИМЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКА ЯВЛЯЮТСЯ : СФОРМИРОВАННОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ВСЕХ ЗВУКОВ РОДНОГО ЯЗЫКА, А ТАК ЖЕ НАЛИЧИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.
П РИ ЧТЕНИИ У ДЕТЕЙ, ЗАНЯТИЯ С КОТОРЫМИ ВЕДУТСЯ БЕЗ УЧЁТА УКАЗАННЫХ ФАКТОРОВ, НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОШИБКИ : - трудности слияния звуков в слоги и слова; - взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих) - побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А) - искажение слоговой структуры слов; - слишком медленный темп чтения; - нарушения понимания прочитанного.
К ЧИСЛУ ТИПИЧНЫХ НЕДОСТАТКОВ ПИСЬМА У ТАКИХ ДЕТЕЙ ОТНОСЯТСЯ : - замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам; - пропуски гласных; - пропуски согласных в их стечении; - слияние слов на письме; - раздельное написание частей одного слова; - пропуски, наращения или перестановки слогов; - орфографические ошибки.