Дидактические игры и упражнения по преодолению фонематического недоразвития у детей с речевыми нарушениями. Дидактические игры и упражнения по преодолению фонематического недоразвития у детей с речевыми нарушениями. Учитель-логопед Учитель-логопед МБДОУ 4 «Малыш» МБДОУ 4 «Малыш» Кустова Е.А. Кустова Е.А.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Теория и практика логопедической работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексикограмматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и Т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексикограмматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и Т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени-звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы( фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени-звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы( фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
Доктор наук, профессор Левина Р. Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Доктор наук, профессор Левина Р. Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.
При разработке и подборе упражнений для начального, пускового, а следовательно, самого важного этапа логопедической работы- формирование фонематического восприятия у детей, можно выделить как бы несколько ступеней. При разработке и подборе упражнений для начального, пускового, а следовательно, самого важного этапа логопедической работы- формирование фонематического восприятия у детей, можно выделить как бы несколько ступеней. Узнавание неречевых звуков Узнавание неречевых звуков Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру Различение слов, близких по звуковому составу. Дифференциация слогов Различение слов, близких по звуковому составу. Дифференциация слогов Дифференциация фонем Дифференциация фонем Развитие навыков элементарного звукового анализа. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Следует отметить, что при формировании у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки через специально подобранную систему игр и упражнений таких как, «Угадай, что звучало?», «Что делает Петрушка?», «У кого звучит игрушка?» и т. д, формируются также и навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи. Следует отметить, что при формировании у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки через специально подобранную систему игр и упражнений таких как, «Угадай, что звучало?», «Что делает Петрушка?», «У кого звучит игрушка?» и т. д, формируются также и навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.
Очень важна работа с детьми по различению правильного и дефектно произнесенного звука. Необходимость развития у дошкольников с дефектами речи слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. Очень важна работа с детьми по различению правильного и дефектно произнесенного звука. Необходимость развития у дошкольников с дефектами речи слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. Для достижения этой цели используется ряд игр и упражнений, направленных на различение правильного и дефектно произносимого звука в чужой и собственной речи, проводимых в определенной последовательности: детям предлагается определить неправильное произношение Для достижения этой цели используется ряд игр и упражнений, направленных на различение правильного и дефектно произносимого звука в чужой и собственной речи, проводимых в определенной последовательности: детям предлагается определить неправильное произношение звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных); звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных); звуков в словах различной позиции (в начале, в середине, в конце, без стечения и со стечением согласных); звуков в словах различной позиции (в начале, в середине, в конце, без стечения и со стечением согласных); звуков во фразах. звуков во фразах. Наряду с имитацией неправильного произношения звуков необходимо произносить и правильно. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается. Наряду с имитацией неправильного произношения звуков необходимо произносить и правильно. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается. Примеры: Примеры: «Недовольный Коля» или «Грустный гномик». «Недовольный Коля» или «Грустный гномик».
Детям предлагается прослушать ряд слогов или фразу, если услышат неправuльное произношение - поднимают картинку недовольного или грустного персонажа Детям предлагается прослушать ряд слогов или фразу, если услышат неправuльное произношение - поднимают картинку недовольного или грустного персонажа «Как правильно сказать?» «Как правильно сказать?» «Будь внuмателен»- на правильный ответ красный флажок, на искаженное произношение желтый. «Будь внuмателен»- на правильный ответ красный флажок, на искаженное произношение желтый. В работе по различению близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации звуков: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком. В работе по различению близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации звуков: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком. Примеры: Примеры: «Незнайка запутался» - разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже. «Незнайка запутался» - разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже. «Придумай слово» - придумать слова, которые звучат похоже. «Придумай слово» - придумать слова, которые звучат похоже. «Чем отличаются слова?» - кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф. «Чем отличаются слова?» - кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф. «Лишнее слово» - канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан. «Лишнее слово» - канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан. «Мое слово» - назвать предмет на картинке, ребенок подбирает похожее (мак-бак) «Мое слово» - назвать предмет на картинке, ребенок подбирает похожее (мак-бак) «Расставь по местам» - читается стихотворение, ребенок подбирает картинки (показ). «Расставь по местам» - читается стихотворение, ребенок подбирает картинки (показ).
При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением. При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением. Примеры: ба-па-ба, па-ба, фа-ва-фа, па-тпа, пту-пта-пто, и т. д. Примеры: ба-па-ба, па-ба, фа-ва-фа, па-тпа, пту-пта-пто, и т. д. «Какой звук отличается?»- ну-ну-но--. «Какой звук отличается?»- ну-ну-но--. Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать дифференциацию звуков и развитие слухового внимания. Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать дифференциацию звуков и развитие слухового внимания. Примеры: Примеры: «Угадай, кто (что) это?» «Какой звук лишний?»- а, у, и, о. «Угадай, кто (что) это?» «Какой звук лишний?»- а, у, и, о.
«Различай и повторяй»- предложить повторить только звук «С», или слова с этим звуком. «Различай и повторяй»- предложить повторить только звук «С», или слова с этим звуком. Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д. ). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при работе над звуковым составом слова: Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д. ). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при работе над звуковым составом слова: а) ряд гласных звуков(ау, уа, иуа, ауиэ и т. д. ); а) ряд гласных звуков(ау, уа, иуа, ауиэ и т. д. ); б) слоги без стечения согласных (закрытые - от, ыс, ах; открытые - ро, ма, ту. ); б) слоги без стечения согласных (закрытые - от, ыс, ах; открытые - ро, ма, ту. ); в) слоги со стечением согласных (урс, кру, вла и т. д. ); в) слоги со стечением согласных (урс, кру, вла и т. д. ); г) слоги без стечения согласных; г) слоги без стечения согласных; односложные (дом, сом, уж, лес); односложные (дом, сом, уж, лес); двусложные (рука, мама, лужа, каша); двусложные (рука, мама, лужа, каша); д) слова со стечением согласных: д) слова со стечением согласных: двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка); двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка); односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран); односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран); односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, кость); односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, кость); двусложные слова со стечением согласных в начале слова(трава, книга, крыло); двусложные слова со стечением согласных в начале слова(трава, книга, крыло); двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова (клумба, крышка, стекло); двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова (клумба, крышка, стекло); е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка). е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка).
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств - графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания: Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств - графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания: Выделить гласный, согласный звук из ряда других звуков (любым из приемов). Выделить гласный, согласный звук из ряда других звуков (любым из приемов). Выделить слог с определенным звуком. Выделить слог с определенным звуком. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком. Назвать первый или последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок Назвать первый или последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков). Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков). Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
«Волшебные кубики» «Волшебные кубики» Цель – закреплять умение определять место звука в слове, производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, зрительное восприятие. Цель – закреплять умение определять место звука в слове, производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, зрительное восприятие. Материал – кубики, на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы. Материал – кубики, на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы. Ход игры. Ребенку предлагают собрать какое-нибудь слово, например слово «лом», из кубиков. Обращают его внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, название которого начинается со звука [л], затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук [о], затем звук [м]. Ход игры. Ребенку предлагают собрать какое-нибудь слово, например слово «лом», из кубиков. Обращают его внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, название которого начинается со звука [л], затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук [о], затем звук [м].
«Чудо-дерево» «Чудо-дерево» Цель – закреплять умение определять место звука в слове, совершенствовать навык звукового анализа, развивать фонематический слух, закреплять навык правильного звукопроизношения, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие. Цель – закреплять умение определять место звука в слове, совершенствовать навык звукового анализа, развивать фонематический слух, закреплять навык правильного звукопроизношения, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие. Материал – дерево, на стволе и кроне которого кармашки, картинки знакомых детям предметов. Материал – дерево, на стволе и кроне которого кармашки, картинки знакомых детям предметов. Ход игры. В кармашек на стволе дерева вкладывается карточка с буквой, например буква [с]. Ребенку предлагается вставить в кармашки, расположенные на кроне дерева картинки, в названии которых есть звук [с] (в начале, середине, конце слова). Ход игры. В кармашек на стволе дерева вкладывается карточка с буквой, например буква [с]. Ребенку предлагается вставить в кармашки, расположенные на кроне дерева картинки, в названии которых есть звук [с] (в начале, середине, конце слова).
«Пирамидка» «Пирамидка» Цель – закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие. Цель – закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие. Материал – пирамидка, картинки знакомых детям предметов. Материал – пирамидка, картинки знакомых детям предметов. Ход игры. Кольца пирамидки разделены на квадратики. Ребенку предлагается закрепить на нижнем кольце картинки, в названии которых 4-е слога, на следующем – 3-и слога, затем 2- а, и один слог. Ход игры. Кольца пирамидки разделены на квадратики. Ребенку предлагается закрепить на нижнем кольце картинки, в названии которых 4-е слога, на следующем – 3-и слога, затем 2- а, и один слог.
Надо учитывать и то, что чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение, ведь в нашем случае у детей участвует и слуховой, и зрительный, и двигательный анализаторы. Поэтому задания следует предлагать в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, звуковыми линейками, спец. книгами, опусканием звуков, слогов и восстановление их детьми с опорой и без на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д. В результате такой коррекционной последовательно спланированной работы, дети не только научаются видеть буквы, слышать звуки родного языка, но и смогут в дальнейшем применить полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы в школе. Надо учитывать и то, что чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение, ведь в нашем случае у детей участвует и слуховой, и зрительный, и двигательный анализаторы. Поэтому задания следует предлагать в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, звуковыми линейками, спец. книгами, опусканием звуков, слогов и восстановление их детьми с опорой и без на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д. В результате такой коррекционной последовательно спланированной работы, дети не только научаются видеть буквы, слышать звуки родного языка, но и смогут в дальнейшем применить полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы в школе.