Твёрдый согласный звук [ш] Буква ш 1 – класс 1 – класс МОУ «СОШ с. Ивантеевка» МОУ «СОШ с. Ивантеевка» Коррекционный класс 8 – вида Коррекционный класс 8 – вида 2014 год 2014 год
Автор-составитель Л.В. Рудченко Урок 56 Волгоград. Издательство «Учитель» «Обучение чтению в специальных коррекционных классах» 1 класс
развивать умение соотносить звук [ш] с буквой Ш ш; развивать фонематический слух, технику чтения; расширять словарный запас, кругозор учащихся. Цели:
I Артикуляционная гимнастика. 1. Упражнение для языка. Откройте рот, широкий язык положен на нижнюю губу. Чередуйте с узким языком. Ход урока
«Качели» Откройте рот. Движения языка изо рта в глубь рта.
На доске картинки: кошка, гусь, змея. II. Выделение звука [ш]
Логопед: - Посмотрите, кто нарисован на первой картинке. Покажите, как шипит кошка? Дети: - (Ш-ш-ш!) Логопед: - Посмотрите на вторую картинку. Покажите, как шипит гусь? Дети: - (Ш-ш-ш!) Логопед: Посмотрите на третью картинку. Кто нарисован? Покажите, как шипит змея? Дети: - (Ш-ш-ш!) Логопед: - Какой звук мы слышим в шипении кошки, гуся и змеи? Дети: - Это звук [ш]. Логопед: - Какой это звук? Дети: - Согласный, твёрдый. Логопед: - Приложите ладонь к горлу. Произнесите звук [ш]. Дрожит горло или нет? Дети: - Горло не дрожит. Это глухой звук.
Над шитьём швея склонилась, Шаль с её плеча спустилась, Взмах иглы и снова-взмах, Шёлк шуршит в её руках. Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [ш] в слове. Игра «Хлопочки»
Звук [ш] обозначается буквой Ш. (демонстрируются буквы из разрезной азбуки). На что похожа буква Ш? Посмотри на букву Ш- Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев) III. Знакомство с буквой Ш ш.
Три досочки в ряд стоят. Одна лежит, всех сторожит, Без них ни лист не шуршит, Ни кот не шипит. Сконструируйте из палочек большую и маленькую букву ш.
Логопед: - Из каких элементов состоит эта буква? Чем отличаются большая и маленькая буквы? Напечатайте в тетради большую и маленькую буквы Ш ш. Игра: «Буква потерялась» На доске слова: Ми…а, Ма…а, Са…а, Па…а. Логопед: - Какая буква потерялась? - Почему эти слова написаны с большой буквы? - Напечатайте эти слова в тетради.
1. «Эхо». Ши-ша-шу-шэ Шо-шу-ша-шо Ши-шэ-шо-ши 2. В медленном темпе проговорите цепочки слогов и слов. Шо-шу-ша-шорох, шуба и душа. Ша-шё-ши-шайба, шёпот, камыши. Ше-ши-шу-шершень, шина, напишу. IV. Отработка звука [ш] в слогах и словах
Нашей Маше дали каши. Маша кашу не доела, Говорит, что надоела. Маше каша надоела, Маша кашу не доела? Маша, кашу доедай, Маме не надоедай. Разучивание потешки.
Лучшие качели- Гибкие лианы. Это с колыбели Знают обезьяны Кто весь век качается, Да-да-да! Тот не огорчается Никогда. Физкультминутка
1. Звуко-буквенный анализ слов шкаф, карандаш. 2. Чтение хором слогов: ша шо ше ши шу 3. Рассмотрите картинки в «Азбуке», назовите слова, в которых есть звук [ш]. 4. Чтение слов в столбиках. 5. Чтение текста «цепочкой». 6. Чтение и анализ пословиц. 7. Игра «Соотнесите картинки и слова». 8. Чтение стихотворения. V. Работа по «Азбуке»
Послушайте внимательно стихотворение, найдите ошибки. Что в лесу на букву Ш? Что у нас в лесу на букву Ш? Это шишка шлёпнулась шурша. Шмель и шершень шумно шарят в кашке. Шебуршат в шиповнике букашки. Что ещё в лесу на букву Ш? Шум и шорох возле шалаша. Ну, а если полон рот морошки- Широежки и шороконожки! (М. Ясон) VI. Обобщение изученного.
Презентацию выполнила Презентацию выполнила Лисицина Елена Александровна Лисицина Елена Александровна учитель-логопед учитель-логопед МОУ «СОШ с. Ивантеевка» Ивантеевского района Саратовской МОУ «СОШ с. Ивантеевка» Ивантеевского района Саратовской области» области» Коррекционный класс 8 – вида Коррекционный класс 8 – вида Конспект занятия составлен по учебнику: Конспект занятия составлен по учебнику: Автор-составитель Л.В. Рудченко 2014 г г.