Презентация к докладу «Приемы работы с текстом при подготовке к ЕГЭ» Учитель Казинской школы Тезиева Л.С уч.год
Бондаренко Марина Анатольевна, кандидат пед. наук, доцент, профессор кафедры русского языка Академии труда и социальных отношений. Автор статьи «Приемы работы с текстом при подготовке к ЕГЭ» ( журнал «Русский язык в школе» 2, 2013, с. 3-8)
В статье предлагается ряд заданий, направленных на совершенствование умения выявлять средства связи между предложениями в составе текста и на развитие представления о значимости видо-временных форм глагола при создании описания.
План стилистического анализа текста. 1. Охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой создается данный текст, сферу общения и функции текста (общение, сообщение, воздействие). Определите тему, основные мысли и адресата данного текста. 2. Какие задачи ставит перед собой автор данного текста. 3. Жанр и стили текста. 4. Какой тип речи является ведущим в данном тексте? Какие типовые фрагменты включены в него? Какой вид речи представлен ( монолог, диалог)? 5. Определите способы и средства связи предложений и абзацев в тексте.
6. Общая характеристика лексики и фразеологии анализируемого текста, его морфологических особенностей, использованных синтаксических единиц. Соотнесите сделанные вами наблюдения с известными вам особенностями данного функционального стиля. 7. Определите меру экспрессивности текста и способы её достижения: - оцените смысловое богатство лексики, использование многозначности и однозначности слова, синонимов, антонимов, слов ограниченной сферы употребления, заимствований, неологизмов, терминов, фразеологизмов и крылатых слов; - найдите стилистически окрашенные слова ( книжные слова, обозначающие отвлеченные понятия; слова высокого стиля, свойственные ораторской речи, в том числе церковнославянизмы; «сниженную» лексику); - найдите экспрессивные синтаксические конструкции ( ряды однородных членов, многосоюзие, синтаксический параллелизм, неполные предложения, риторические обороты и др.). 8. Сделайте выводы о своеобразии текста.
Вопрос Ответ Какая тема обсуждается? Каково основное утверждение по теме? Сформулируйте контрутверждение: что, скорее всего, выскажет оппонент для защиты либо опровержения данного утверждения? Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы. Содержит ли этот текст непонятные, сложные или «перегруженные» слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их. Проведите оценку защиты утверждения и контрутверждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора. Видите ли вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: несмотря на то что… (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), … (основное утверждение), поскольку… (главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения) Является ли полный тезис спорным, но в то же время приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия? В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК-анализа
Методисты выдвигают особые требования к организации работы с художественным высказыванием на уроках русского языка. Суть этих требований состоит в том, что каждый текст последовательно проходит через четыре этапа в работе: 1) восприятие текста; 2) его лингвистический анализ; 3) выразительное чтение; 4) проведение какой-либо творческой работы на основе проанализированного литературного образца.
Анализ мини-отрывков из художественных произведений может сопровождать и традиционную орфографическую работу. Так, обучающий диктант любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.п.), формирующий определенный навык правописания.
Выдающийся лингвист и методист ХХ века Василий Ильич Чернышев писал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». Задача школы ХХI века - ликвидировать этот пробел.