Презентация к докладу «Приемы работы с текстом при подготовке к ЕГЭ» Учитель Казинской школы Тезиева Л.С. 2013-2014 уч.год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Простой вопрос – что такое отметка? Интерпретационный – почему в образовании появились отметки? Оценочный – что положительного несет выставление ребенку.
Advertisements

Кто не знает куда направляется, тот очень удивится попав не туда (Марк Твен)
Стилистика Подготовка к ЕГЭ. Текст – целостное законченное высказывание Признаки текста: Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка Из опыта работы учителя МОУ СОШ с.Порез Унинского района Кировской области.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1 7 класс. Тема: стили литературного языка Цели: -закрепить понятие о стилях речи; -развивать навыки анализа текста.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления.
Подготовка к сочинению- рассуждению. Задание С 2 ГИА.
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
1) основные речеведческие понятия 2) умения и навыки анализа текста 3) все виды речевой деятельности в разных сферах общения говорение, письмо чтение,
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Транксрипт:

Презентация к докладу «Приемы работы с текстом при подготовке к ЕГЭ» Учитель Казинской школы Тезиева Л.С уч.год

Бондаренко Марина Анатольевна, кандидат пед. наук, доцент, профессор кафедры русского языка Академии труда и социальных отношений. Автор статьи «Приемы работы с текстом при подготовке к ЕГЭ» ( журнал «Русский язык в школе» 2, 2013, с. 3-8)

В статье предлагается ряд заданий, направленных на совершенствование умения выявлять средства связи между предложениями в составе текста и на развитие представления о значимости видо-временных форм глагола при создании описания.

План стилистического анализа текста. 1. Охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой создается данный текст, сферу общения и функции текста (общение, сообщение, воздействие). Определите тему, основные мысли и адресата данного текста. 2. Какие задачи ставит перед собой автор данного текста. 3. Жанр и стили текста. 4. Какой тип речи является ведущим в данном тексте? Какие типовые фрагменты включены в него? Какой вид речи представлен ( монолог, диалог)? 5. Определите способы и средства связи предложений и абзацев в тексте.

6. Общая характеристика лексики и фразеологии анализируемого текста, его морфологических особенностей, использованных синтаксических единиц. Соотнесите сделанные вами наблюдения с известными вам особенностями данного функционального стиля. 7. Определите меру экспрессивности текста и способы её достижения: - оцените смысловое богатство лексики, использование многозначности и однозначности слова, синонимов, антонимов, слов ограниченной сферы употребления, заимствований, неологизмов, терминов, фразеологизмов и крылатых слов; - найдите стилистически окрашенные слова ( книжные слова, обозначающие отвлеченные понятия; слова высокого стиля, свойственные ораторской речи, в том числе церковнославянизмы; «сниженную» лексику); - найдите экспрессивные синтаксические конструкции ( ряды однородных членов, многосоюзие, синтаксический параллелизм, неполные предложения, риторические обороты и др.). 8. Сделайте выводы о своеобразии текста.

Вопрос Ответ Какая тема обсуждается? Каково основное утверждение по теме? Сформулируйте контрутверждение: что, скорее всего, выскажет оппонент для защиты либо опровержения данного утверждения? Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы. Содержит ли этот текст непонятные, сложные или «перегруженные» слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их. Проведите оценку защиты утверждения и контрутверждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора. Видите ли вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: несмотря на то что… (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), … (основное утверждение), поскольку… (главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения) Является ли полный тезис спорным, но в то же время приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия? В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК-анализа

Методисты выдвигают особые требования к организации работы с художественным высказыванием на уроках русского языка. Суть этих требований состоит в том, что каждый текст последовательно проходит через четыре этапа в работе: 1) восприятие текста; 2) его лингвистический анализ; 3) выразительное чтение; 4) проведение какой-либо творческой работы на основе проанализированного литературного образца.

Анализ мини-отрывков из художественных произведений может сопровождать и традиционную орфографическую работу. Так, обучающий диктант любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.п.), формирующий определенный навык правописания.

Выдающийся лингвист и методист ХХ века Василий Ильич Чернышев писал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». Задача школы ХХI века - ликвидировать этот пробел.