Цикл занятий по теме: «Экологическое воспитание учащихся 8 класса школы VIII вида» Глебова Юлия Владимировна воспитатель КОУ «Школа 18»
Цель: формирование экологической культуры учеников 8 класса коррекционной школы VIII вида Это формирование знаний о природе, умений мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природосохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а также воспитание чувств.
Задачи: Образовательные - формирование системы знаний о природе края, экологических проблемах современности и путях их решения; Воспитательные - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления охранять окружающую среду, беречь природные ресурсы; воспитание нравственного отношения к природе как универсальной ценности; Развивающие – развитие умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; выбору мер защиты здоровья от вредного влияния опасных факторов окружающей среды, по сохранению и укреплению здоровья
В процессе экологического воспитания воспитанники должны приобретать экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть: иметь представление и знать характеристику терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, экологическая безопасность, экологическая культура, экосфера, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.; знать о природоохранной деятельности в нашем крае; знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью в мировом масштабе (Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Гринпис); знать природу своего родного края, а именно: местные природные условия, природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, животных, климат и т.д. и т.п.; местные, охраняемые природные объекты; животных местной фауны; местных птиц; виды рыб местных водоемов; лекарственные растения местной флоры;
Эстетическое восприятие Отзывчивость на проявления природы (интерес) Познание мира природы Практическое взаимодействие с миром природы Чувство любви к природе формируется у детей через восприятие мира природы, что включает:
Методы: организации деятельности (учебно-познавательная, трудовая, игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная и др. в природе); методы формирования сознания и поведения; методы стимулирования, поощрения, наказания.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные занятия, дежурства, общественно-полезный труд, школьные праздники, концерты, экскурсии, прогулки, соревнования, конкурсы, тематические декады и др.
Средства : объекты природы, окружающая среда, общение с детьми, организация совместной деятельности, организация коллективных мероприятий, работа с родителями, коллектив воспитанников, игра, труд, художественная литература, художественное слово, картины о природе, изобразительные средства, информационные средства (фильмы, видеоматериалы, телевизионные передачи, слово педагога), наглядные средства, средства компьютерных технологий и др.
Цикл занятий: 1 блок – «Экология вокруг нас». «Ресурсосбережение». 2 блок – «Береги энергию». 3 блок – «Вода в нашей жизни».
«Экология вокруг нас» «Ресурсосбережение» Сентябрь: 1. 1.«Понятие экология» - беседа–дискуссия. Экскурсия на пришкольный участок «Экология и мы» - беседа. Экскурсия в парк «Лесная аптечка» - беседа. «Ромашка» - экологическая игра-викторина «Наш край - Омская область. Красная книга Омской области» – беседа. «Животный и растительный мир Омской области» - дидактическая игра. Октябрь: 1. 1.«Понятие ресурсосбережение» - беседа «Лес - наше будущее» беседа – дискуссия «Ресурсы нашей страны» - беседа-игра «Добыча ресурсов и их истощение» - деловая игра. Ноябрь: 1. 1.«Звери и птицы» - экологический кроссворд «Жизнь животных в зимнем лесу» - беседа «Подкормка птиц зимой» - изготовление кормушек «Жизнь комнатных растений» - беседа. Уход за растениями в кабинете.
«Береги энергию» Декабрь: 1. 1.«Понятие энергосбережение» - беседа-дискуссия «Экономь электроэнергию» - игра «Солнце – главный источник энергии» - беседа- дискуссия «Киловаттик» - деловая игра. Январь 1. 1.«Энергия жизни» - конкурс рисунков и стихотворений «Климат и его особенности в Сибири» - беседа «В стране бережливых» - турнир по энергосбережению «Энергобой» - игра по энергосбережению. Февраль 1. 1.«Энергосбережение в школе» - деловая игра «Энергоменеджер» - игра «Умный дом» - проект энергосберегающей квартиры «Полезные советы по энергосбережению» - коллективный выпуск листовки.
«Вода в нашей жизни» Март: 1. 1.«Вода – наше прошлое, настоящее и будущее» - беседа, опыты с водой «Вода в нашей жизни» - просмотр фильма. Обсуждение фильма «Сбереги водные богатства» - экологический марафон «Сколько воды нужно человеку?» - КТД Апрель: 1. 1.«Устойчивое водоснабжение» - игра-размышление «Водный ажиотаж» - игра по станциям «Своя игра» по теме «Охрана воды» - занятие- обобщение «Сбережем воду» - игра-викторина. Май: 1. 1.«Реки и озера Омской области» - изучение карты и просмотр слайдов «Значение питьевой воды в нашей жизни» - беседа- дискуссия «Вода и мы» - конкурс рисунков «Помоги своей реке» - выезд для оказания практической помощи реке Иртыш по очистке части берега от мусора.
Игры на улице
Трудовые хлопоты в кабинете
Уход за комнатными растениями
Субботники и пересадка растений
Экологические пространства на территории школы – цветник, клумбы, уголок леса
Экскурсии
Тест «Экология и я» Сентябрь % ребят не знали такие термины как экологическая культура, ресурсосбережение. Май % сами могут разрабатывать тематические акции в защиту экологии
Дежурство в столовой
Наши достижения: Участие в конкурсах: Межрегиональный экологический фестиваль детско-юношеского творчества «БЕЛАЯ БЕРЕЗА» Межрегиональный экологический фестиваль детско-юношеского творчества «БЕЛАЯ БЕРЕЗА» Городской конкурс «Ребята и зверята» Городской конкурс «Ребята и зверята» Конкурсная программа «День Здоровья» Конкурсная программа «День Здоровья»
До новых встреч