Тема урока: Семейства класса Двудольных растений. Кобелева С.А. Учитель биологии МКОУ СОШ 8 г. Бакала
План урока: Семейство Крестоцветных Семейство Розоцветных Семейство Мотыльковых Семейство Пасленовых Семейство Сложноцветных Цель урока: познакомить с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, паслёновых, сложноцветных класса двудольных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений;
Строение семян двудольных растений.
Семейство Розоцветных Насчитывает более 3000 видов; Древесные, кустарниковые и травянистые формы; Листья простые(яблоня, слива) и сложные(малина, рябина,земляника); Цветок состоит: a)чашелистиков 5 b)лепестков 5 c)тычинок много d)пестиков много(малина, шиповник, земляника) или один(вишня,слива, абрикос); Цветки могут быть одиночными или собраны в различные соцветия; Плод многоорешик или костянка.
Многообразие растений семейства Розоцветных.
Диаграмма и формула цветка Розоцветных.
Практическое значение. Много ценных плодовых деревьев(яблоня, вишня, груша и др.), кустарников(малина, ежевика), трав(земляника садовая); Множество лекарственных растений(калган, ремешок, шиповник); Представители семейства украшают сады, парки, скверы (роза,сакура или черешня мелкопильчатая) Лекарственные растения ( кровохлебка, лапчатка прямостоячая, боярышник кроваво- красный, шиповник и др.)
Семейство Мотыльковых Насчитывает более видов; Жизненная форма: древесная( белая акация, гледичия, компассия малаккская- более 80 м. в высоту), кустарники(акация желтая, кавказская мимоза), травянистая( соя, горох, нут, фасоль и др.); Листья образуют сложные, с прилистниками; Цветок состоит: a)чашелистиков(5) b)лепестков 1+(2)+2 c)тычинок (9)+1 d)пестик 1 Цветки одиночные или собраны в соцветия; Плод боб,поэтому семейство часто называют Бобовые.
Многообразие растений семейства Мотыльковых
Строение цветка Диаграмма цветка
Практическое значение Незаменимый корм для травоядных животных(клевер, люцерна, вика); Лекарственные растения(термопсис ланцетный, кассия остролистная, солодка голая); Хорошие медоносы(донник,клевер) Декоративные растения(люпин,желтая и белая акации).
Семейство Крестоцветных Насчитывает около 3200 видов; Однолетние, двулетние и многолетние растения; Преобладают травянистые растения; Листья простые и сложные; Цветок состоит: a) чашелистиков 4 b) лепестков 4 c) тычинок 6(2 + 4) d) пестик 1 Цветки собраны в соцветие кисть; Плод стручок
Многообразие растений семейства Крестоцветных. Дикая редька Капуста кочанная Капуста цветная Капуста брюссельская
Практическое значение 1. Хорошие медоносы, есть лекарственные и декоративные растения ( левкой, маттиола, бурачок). 2. Из семян рапса получают растительное масло. 3. Значительное число видов являются злостными сорняками ( пастушья сумка, ярутка полевая, гулявник, сурепка обыкновенная).
Семейство Пасленовых Насчитывается более видов; Жизненная форма: древесная, травянистая. По срокам жизни однолетний и многолетний. Строение цветка: a)чашелистиков (5) b)лепесток (5) c)тычинок (5) d)пестик 1 Плод либо ягода (картофель, томат д. р.), либо коробочка ( табак, петуния, белена).
Диаграмма семейства Пасленовых.
Основные представители Пасленовых Картофель Баклажан Перец Томат
Практическое значение Пасленовых Основные пищевые растения людей во всем мире; Использование курительного табака; Ценные лекарственные растения(красавка белладонна, скополия, белена); Многие растения ядовитые.
Семейство Сложноцветных Насчитывает более видов; Очень распространены травы и полукустарники, есть кустарники и невысокие деревья; Листья у всех простые; Строение цветка: a)чашелистиков обычно нет или представлены хохолками b)лепестков (5) в виде трубки c)тычинок 5 d)пестик 1 Строение венчика может быть разным: в виде язычка, трубочки, воронковидным; Плод семянка, у многих летучая семянка.
Многообразие Сложноцветных
Практическое значение семейства Сложноцветных Много медоносных растений; Лекарственные растения(девясил, репейник, календула и др.); Широко распространены как культурные растения; Злостные сорняки.
Литература: 1. В. В. Пасечник. Учебник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения, М., Дрофа г. 2. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология. 6 класс». 3. В. Рохлов «Занимательная ботаника», изд. «АСТ-Пресс» г. 4. Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. М.: Мнемозина, И.Н.Пономарева. Учебник. Биология:Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, -М.:Вентана-Граф,2008 г.
Интернет ресурсы: jpg jpg jpg /thumbs/ _kapusta.png jpg jpg jpg o5khu9k2&action= dlattach;topic= ;attach=212218;image jpg html